Вручение наград проходило осенью в Улан-Удэ, а накануне Нового года некоторые фильмы-победители показали в Москве. Любопытно, что большая часть якутской картины «Легенды вечных снегов» Алексея Романова, получившая главный приз, - это путь на лошадях. Герои пробираются сквозь снега, высота которых достигает двух метров, ночуют в пещере, под открытым небом при сорока градусах мороза.
Алексей Иванов вместе со своей командой получил приз за лучший полнометражный дебют. Он стал продюсером и главным героем документальной картины «Испытание севером» о собственном участии в гонках на собачьих упряжках.
«Сам я москвич и всю жизнь живу в Москве, - сказал Алексей. - Никогда не думал, что буду получать кинопризы. Побывал летом на Камчатке, влюбился в Дальний Восток, познакомились с Дмитрием Пановым. Он рассказал о гонке на собачьих упряжках. Так родилась идея поучаствовать в ней и снять приключенческий дневник о том, как я там себя чувствую, чтобы показать родным и близким. А получилось нечто большее. У нас образовалась большая команда на 99 процентов из ребят с Камчатки. Дмитрий тоже родился и вырос на Камчатке. Александра Радченко, сценарист и помощник режиссера, тоже. Снимать зимой на Дальнем Востоке сложно. Суровые условия».
В самом начале работы Алексей сказал режиссеру, что собачья упряжка должна заговорить. Дмитрий Панов скептически отнесся к его идее.
«Алексей – человек настойчивый, но мы сошлись на том, что говорить будет не вся упряжка, а только одна собака, - вспоминает о совместной работе режиссер. - Так у нее появился голос, а потом и текст. Поначалу хотели, чтобы озвучивала собаку женщина, пригласили актрису, чей голос звучит из колонки Алиса, но она назначила оверпрайс, который не соответствовал нашему бюджету. И я нашел Наталью Колодяжную. Когда услышал ее, сразу понял, что это она. Обсудил с Алексеем голос, описал актрисе характер и повадки собаки, и Наталья справилась прекрасно».
На экране невероятной красоты и величия заснеженные пейзажи Камчатки и человек наедине с природой, проходящий путь, требующий мужества и выносливости. Это большое испытание и для него, и для собак. У каждой из них свой нрав и характер, и прежде чем отправиться с ними в путь, нужны долгие часы тренировок и привыкания друг к другу.
Алексей стал специалистом в этом деле и может подробно рассказывать об особенностях ездовых собак: «Изначально порода была камчатская и чукотская, но в период индустриализации в СССР необходимость в них, как считалось, отпала. Их поголовье резко и принудительно сократили. А до этого на Камчатке и Чукотке собаки были в каждом дворе, потому что без них выжить было нельзя. Освоение Северного морского пути, покорение Сибири и Дальнего Востока без ездовых собак не состоялось бы вообще. Южный полюс был открыт, благодаря им. У Рауля Амундсена, который шел к нему, изначально было 54 собаки. Не все из них, к сожалению, вернулись. Параллельно англичанин Роберт Скотт двигался туда на мототехнике и не дошел, погиб. А на собачьих упряжках Южный полюс был благополучно открыт.
Когда поголовье собак сократилось, был потерян генофонд, но в период «золотой лихорадки» на Аляске возникла в них необходимость. Их свозили отовсюду буквально кораблями, в том числе, и камчатскую ездовую, и чукотскую. Таким образом, породы сохранились в Америке. Собаки, которых вы видели в моей упряжке, ведут род оттуда и теперь на Камчатке восстанавливается порода».
Таких собак содержит семья Андрея и Анастасии Семашкиных, где девять детей. Про них тоже снят документальный фильм «Снежные псы». «Каждое утро их дети садятся на снегоходы и едут до ближайшей дороги, дальше на такси в школу и обратно. Их встречают либо на собачьих упряжках, либо не снегоходе. У этой семьи 124 собаки, 9 оленей, 10 котов. И всех надо напоить, накормить, натренировать, а это занимает от четырех до восьми часов. Что касается котов, то вы будете смеяться, но была в истории женщина, которая управляла кошачьей упряжкой. Она запрягала восемь-десять котов, и они ее тянули», - говорит Алексей Иванов.
В фильме есть кадры, когда собаки без сил и не могут дальше участвовать в гонке. Алексею приходится с ними ночевать в заснеженной тундре, выкапывать себе логово и спать.
«Гонка проходит как раз в то время, когда медведи просыпаются, выходят из берлог и начинают искать таких людей, как Алексей. Хорошо, что не нашли», - рассказывает Дмитрий Панов.
«Дикие животные на Камчатке не экзотика. Это их мир, их дом, - говорит Алексей.- В фильме есть кадр, когда лиса выходит к собакам. Для меня, как городского жителя, такая лиса непременно бешеная, раз ничего не боится. Значит, она покусает собак, и они тоже станут бешеными. Но на Камчатке нет бешенства. А лиса так далеко живет от деревень и поселков (до ближайшего - 200-300 км), что не видела никогда ни людей, ни собак и вышла знакомиться. Я боялся не лису, а волков и медведей. Волков особенно, потому что на одной из дальних тренировок Дима уехал на снегоходе от меня метров за 500, вышел на связь и сказал: «Алексей, здесь 15 собак». Из питомника, где услышали наш разговор, был ответ: «Какие собаки? Их здесь нет». Это была стая волков. Ее надо было быстро спугнуть, потому что собаки для них – просто корм вместе со мной. Я уже был готов принять мученическую смерть, но все обошлось. Когда я в берлоге ночевал, то ждал прихода медведя. Взял в одну руку топор, в другую – нож. Так спал в надежде, что смогу как-то отбиться. На что мне местные сказали: «Тебе бы это не помогло».
Оказалось, что любовь к собакам, путешествиям и приключениям привила Алексею Иванову его мама, присутствовавшая в зале. После показа ее обступили взволнованные зрители и благодарили за сына.
Директор Дальневосточной премии, кинорежиссер Филипп Абрютин уверен в том, что для того, чтобы снимать кино на Дальнем Востоке, надо быть богатырями.