— У меня любопытная задача: попытаться сделать неактуальную тему все ж актуальной для широких слоев…
— А она не актуальна?
— Нет, конечно. Уж сколько времени все эти процессы продолжаются… Тут так: кто захотел выработать свою позицию на этот счет, тот давно это сделал. А остальные так и вовсе этим не интересуются.
— А у вас есть своя позиция?
— Чисто по-человечески я испытываю симпатии к обвиняемым, что естественно хотя бы с гуманистической точки зрения. Но я не настолько владею экономико-юридическим аппаратом, чтобы разбираться в ситуации подробно и озвучивать свою позицию активно. Я не ходил на судебные заседания, поэтому никакой личной оценки, личных эмоций в эту выставку не привнес, и это ценно…
— Не указываете зрителю, “в какую сторону думать”?..
— Разумеется. Каждый сам подбирает эмоции. Мне важно, повторяю, актуализировать процесс путем создания особой сценографии, ведь здесь, как в драматическом действе, есть свои персонажи… Так, в первом зале идет презентация главных героев со стороны обвинения, это 10 внушительных фигур метра по 3—4. Во втором начинаются некие диалоги между людьми, которые друг друга не слышат: это, допустим, Ходорковский/Лебедев и судья или свидетели и адвокаты. Вы в самом деле слышите реплики ушами: реальные фразы из стенограмм заседания, записанные актерами. Важно, чтобы у зрителя были задействованы все органы чувств…
— Как это?
— Ну, помещаю вас в предельно агрессивную среду, в необъятное, холодное (там плохо с отоплением) пространство, в котором человек беззащитен. Такой, знаете ли, антидизайн. Зрителю некомфортно, он слышит приказ “Встать, суд идет!”, сверху “свешиваются” фигуры прокуроров…
— А вам, человеку со вкусом, нравятся работы Александра Котлярова?
— Считаю, что в своем жанре художественной иллюстрации, именно в этом поле деятельности, его имя — это высшее качество.
ФОТО
Выставка продлится до 5 апреля.