МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Летите отсюда!

Минтранс отгоняет чартеры от аэропортов

Глава Минтранса Игорь Левитин подписал распоряжение “О мерах по обеспечению безопасности и регулярности воздушных перевозок в сезон расписания лета 2011 г.”. Формально документ стал ответом на теракт в “Домодедово”. Фактически Минтранс использовал момент, чтобы избавить крупных авиаперевозчиков от конкурентов. В результате цены на билеты вырастут.

Фото: AP

Подписанный на прошлой недели главой Минтранса документ гласит, что авиаперевозкам при составлении летнего расписания будут давать разрешение на чартерные перевозки с учетом пропускной способности аэропорта. Причем высчитывать эту способность будут ежечасно. Рассчитать ее должны авиационные службы безопасности аэропортов, а визировать — начальники линейных ОВД, курирующие данный авиаузел.

Как поясняет Минтранс, связано это с введением поголовной проверки при входе в аэропорты. Ввели это правило после взрыва в “Домодедово”. Немедленно случился коллапс: в узкие рамки металлодетекторов рвались и опаздывающие на рейс пассажиры, и провожающие-встречающие, и таксисты.

Сказать, что это известие вызвало шок на авиарынке и в туротрасли, — значит ничего не сказать. По самым скромным подсчетам, “вне рамок” окажутся 30—50% рейсов. А то и больше — после кризиса и нынешних передряг с курортами аналитики предрекали резкий рост турпоездок уже в майские праздники. Однако может статься, что многие граждане останутся без долгожданного отдыха: чартеров на всех может просто не хватить. Самое обидное, что подстраховаться ранней покупкой тура нельзя: летнее расписание еще только составляется, и сколько людей сможет улететь, будет известно не ранее марта.

Вообще у нас любят решать проблему запретами. Причина проста: так легче. Это в Евросоюзе, не меньше нашего страдающем от террористов, не только вход в аэропорты свободен — сейчас дискутируется вопрос об отмене ограничений на провоз жидкости в ручной клади. Криминалист мирового уровня, эксперт по авиабезопасности Франции Кристоф Ноден в ходе видеомоста с Москвой объяснил, что это излишне: “Бороться надо не с вещами, а с людьми”. Объехав практически все российские аэропорты, Ноден пришел к выводу, что уровень безопасности в них соответствует европейскому. А вот спецслужбам, по его мнению, нужно подтянуться. “Набирайте в российские службы безопасности людей с высоким уровнем интеллекта, со знанием хотя бы одного иностранного языка — и уже за пару лет уровень безопасности в российских аэропортах вырастет в разы!” — посоветовал эксперт.

Однако у распоряжения главы Минтранса есть и второе дно. Дело в том, что это ведомство давно и безуспешно борется за укрупнение рынка авиаперевозок. По мнению чиновников, именно мелкие перевозчики повинны в авиапроисшествиях, задержках рейсов и прочих грехах: у них парк самолетов маленький и старый, машины часто ломаются, а заменить их нечем. Нельзя сказать, чтобы в этих обвинениях не было зерна истины, но все же опыт последних лет показывает, что бьются чаще самолеты крупных авиакомпаний, и они же рекордсмены по задержкам рейсов. Просто потому, что они чаще летают и перевозят больше пассажиров, — статистика. Возможно, причина постоянного недовольства Минтранса в другом: мелкие авиакомпании трудно контролировать.

О том, что причина ограничения числа чартеров в желании убрать “малышей”, говорит и то, что при отборе авиакомпаний преимущество получат, во-первых, базовые для данного аэропорта, а во-вторых, местные. Как пояснил Левитин, новогодний коллапс на московском авиаузле показал, что у региональных авиаперевозчиков в столице нет достаточного количества резервных самолетов. Заявление достаточно спорное, если вспомнить, что главным виновником коллапса стал не дефицит самолетов, а отсутствие антиобледенительной жидкости и дефицит энергомощностей.

По мнению эксперта по чартерным перевозкам Александра Морозова, инициативы Минтранса приведут к монополизации рынка и, как следствие, к росту цен на авиабилеты. “Точно оценить рост расценок на чартерные рейсы пока предельно сложно, так как в случае монополизации рынка цены могут расти непредсказуемо и в итоге могут увеличиться в несколько раз”, — считает он. Впрочем, возможно, и дорогие билеты будут разлетаться на ура. Ведь, по словам Морозова, большую часть чартерных программ выполняют именно региональные перевозчики.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах