Да, важно еще и то, по каким показателям будем оценивать эти самые итоги года. Понятно, что экономика настолько многогранна, что ее описывают сотни, если не тысячи показателей. И всегда при желании можно найти показатели, которые будут демонстрировать разнонаправленную динамику. И как тогда судить о том, что происходит на самом деле, если одни показатели демонстрируют, допустим, рост, а другие — падение?
Выход имеется: есть основные макроэкономические показатели, такой их статус закреплен даже в Бюджетном кодексе (ст. 183), — это ВВП (его динамика) и инфляция (темп роста цен). Точнее, называются они «исходными макроэкономическими показателями». «Исходные» — для составления проекта федерального бюджета. Если Закон «О федеральном бюджете — это главный финансово-экономический документ страны, для составления которого в качестве исходных используются ВВП и инфляция, значит, вот они, главные показатели, по которым и надо судить об экономических итогах года.
Итак, сначала о том, с какими планами экономика страны вступала в 2025 год, то есть исходя из каких показателей был сверстан федеральный бюджет на завершающийся год. Планы были такие: ВВП страны вырастет на 2,5%, а показатель инфляции составит 4,5%.
Обратите внимание, что для сравнения итоговых показателей особенно важны именно эти прогнозные ориентиры — показатели, с которыми мы вступали в 2025 год. Почему? Потому что потом эти прогнозы пересматривались (весной и осенью), и зачастую сравнение идет почему-то с последней прогнозной корректировкой, но это не совсем правильно. Потому что ценен и особенно важен именно первоначальный прогноз, а не неоднократно скорректированный.
Итак, заканчивает российская экономика 2025 год с темпом роста ВВП около 1%. Таким образом, темп роста ВВП по итогам года оказался как минимум в 2,5 раза ниже по сравнению с тем, что ожидалось. А если сравнивать с 2024 годом, когда ВВП страны, по данным Росстата, вырос на 4,3%, то темпы роста экономики в 2025 году, надо признать, снизились более чем в 4 раза. Получается, что не очень вышло с ростом экономики. Спасибо, что хоть в минус не ушли, остались в положительной зоне.
Названные темпы роста ВВП как раз и описывают то, что сегодня деликатно называется переходом к сбалансированному росту, плановым замедлением экономики, осознанным охлаждением и пр. Надеюсь, что в этом ряду в 2026 году не появится дополнительно еще и такая характеристика, как отрицательный рост.
Вообще, по-моему, лучше все-таки вещи называть своими именами. Если это явное замедление, торможение экономики, то так это и надо называть. Важно это потому, что более соответствующая реальности характеристика заставляет искать ответы на вопросы о том, почему же произошло такое торможение и что необходимо сделать, чтобы оно не перешло в падение.
Теперь о другом важнейшем показателе — инфляции. Она по итогам года будет немногим меньше 6%. И это хороший показатель с учетом того, что еще несколько месяцев назад инфляция была на уровне 9–10% в годовом выражении. Но давайте сравним и этот итоговый показатель с первоначальным прогнозом. Он выше уже назывался — 4,5%. Что же, итог оказался, судя по официальным данным о динамике цен в конце года, совсем неплохим. Но если оценивать в целом по году и сравнивать с первоначальным прогнозом, то получилось, скажем так, удовлетворительно, не более того.
Общий вывод на основе анализа основных макропоказателей — экономические итоги не совсем оправдали ожидания. Это — констатация того, что есть. Не менее важен вопрос о том, что будет и что можно сделать.
Возвращаясь к показателю ВВП, следует, по-видимому, отреагировать на то, что его зачастую и не без оснований критикуют. Мол, он не совсем объективно отражает состояние дел в экономике. Да, может быть, это и не самый хороший показатель, но ничего лучшего на уровне национального счетоводства ученые-исследователи и статистики пока еще не придумали. Что такое ВВП? Это, если простыми словами, новый продукт (суммарная добавленная стоимость — это уже не совсем простыми словами). Это то, что произведено (количество товаров, услуг) с точки зрения создания новой стоимости.
И еще такое нехитрое наблюдение. Когда экономика растет хорошими темпами — претензий к показателю ВВП почему-то не возникает, а вот когда с ростом ВВП начинаются проблемы, то вдруг оказывается, что, мол, показатель не тот. Так что давайте все-таки судить о состоянии дел в экономике по ВВП — во всяком случае, пока.
Говоря о динамике ВВП в текущем году, невозможно проигнорировать чуть ли не основное объяснение замедления роста экономики, которое звучало на протяжении почти всего 2025 года. Конечно же, это претензии к Банку России по поводу высокой ключевой ставки. Напомню, что вступала экономика России в 2025 год с ключевой ставкой в размере 21%, а заканчивает на уровне 16%. Это высокая ставка, что и говорить: и 21% — высокая, и 16% — высокая. Но все-таки разница между ними — 5 процентных пунктов, не так уж и мало. Снижение ключевой ставки за последние полгода с 21% до 16% должно же было сыграть положительную роль в приостановке падения темпов роста экономики России. Должно было, но не сыграло. Более того, ставка последовательно снижалась, а экономика тормозила все больше и больше. И где эффект от снижения ставки? Получается — нет его. Или он настолько мал, что и не видно его совсем.
Из констатации этого неприятного факта следует, что далеко не все в российской экономике зависит от величины ключевой ставки Банка России. А ведь временами кажется, что все, буквально все в экономике зависит только от этого показателя и больше ни от чего другого. Если бы действительно существовала такая критичная зависимость, то было бы очень просто управлять современной экономикой. Двинул ставку вверх — произойдет торможение; двинул вниз — экономика начнет расти. Представляете: ставочку туда-сюда — и нет проблем в экономике. Но не стоит переоценивать значение ключевой ставки, особенно в российской экономике, которая пока еще не совсем устоявшаяся и институционально развитая.
Состояние экономики зависит и от массы других важнейших факторов. Так, большое значение имеет налоговая нагрузка, а она сегодня растет. Не менее важно и то, что происходит с точки зрения административной нагрузки на бизнес. Имеются в виду все эти проверки, разрешения, контрольные мероприятия и тому подобное. Да много еще что влияет на экономику. Поэтому далеко не только величиной ключевой ставки Банка России она живет.
Подобного рода особенности необходимо учитывать, если мы хотим, чтобы первоначальные прогнозные ожидания совпадали с итоговыми результатами. Официальный прогноз, с которым экономика России вступает в 2026 год, достаточно скромный. Его базовый вариант, исходя из которого был принят федеральный бюджет на 2026-й, предусматривает, что ВВП страны вырастет на 1,3%, а инфляция составит 4%. Но даже таких скромных результатов, особенно по росту ВВП, достигнуть будет очень трудно в условиях повышения налоговой нагрузки, падения инвестиций в основной капитал, снижения потребительской активности, высокой неопределенности экономической ситуации…
Уходящий 2025 год был не самым хорошим для российской экономики, но и не самым плохим. Окажется ли он лучше 2026-го — узнаем через год. Станем надеяться, что лучше будет все-таки год наступающий.