Какими правами в рамках следствия обладают российские представители, а так же о том, как будет выглядеть сама процедура разбирательства причин катастрофы, «МК» рассказал источник, близкий к международному расследованию этого авиапроисшествия:
- Задача группы российских специалистов — координированная работа в интересах беспристрастного расследования трагедии. Председатель комиссии по расследованию из Национального бюро по безопасности полетов Нидерландов тоже сейчас находится в Киеве. Собственно, основная часть группы расследователей в данный момент на Украине, и пытается попасть на место происшествия, чтобы провести работу по обследованию элементов конструкции воздушного судна, что необходимо сделать в ходе любого расследования авиакатастрофы.
Затем эта группа переместится в Нидерланды, где будет происходить анализ материалов, добытых на месте происшествия, записей самописцев и других добытых доказательств.
От нас в комиссии работает уполномоченный представитель — замглавы Росавиции Олег Сторчевой и двое его советников. Их полномочия как представителей России определены приложением №13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, на основании которой они имеют право знакомиться со всеми материалами, добытыми в ходе следствия: записями, расшифровками средств объективного контроля, материалами и выводами специалистов.
- Право голоса у них есть? Или они должны наблюдать за всем этим молча?
- Нет, они являются полноправными участниками расследования и имеют право принимать участие во всех аспектах расследования под контролем председателя комиссии. Здесь заложен такой принцип: сама комиссия — это в основном голландцы, которые непосредственно проводят расследование и составляют отчет с описанием всех обстоятельств события. Это: фактическая информация о рейсе, экипаже воздушного судна, самолете, истории полета, метеообстановке... Затем проводится анализ добытых материалов, на основании чего делаются выводы, заключения и рекомендации. Этот отчет рассылается в те государства, которые направляли своих представителей для участия в расследовании.
- То есть Россия его тоже получит?
- Да. После чего российская сторона и другие стороны, принимавшие участие в разбирательстве, присланный документ рассмотрят и сделают свои заключения: либо они полностью со всем будут согласны, либо добавят какие-то собственные комментарии. Это могут быть как мелкие неточности, так и полное и принципиальное несогласие с выводами комиссии. Голландия, перед тем как готовить окончательный документ, еще раз рассмотрит все представленные замечания, и, если будет с ними согласна, включит их в текст окончательного документа. Если нет — возражения сторон будут просто приложены к отчету.
Причем, надо иметь ввиду, что окончательный отчет не имеет цели установить виновных в авиационном происшествии. Это дело другого, уголовного расследования, которое должно идти параллельно. Отчет лишь преследует цель предупреждения авиационных происшествий по аналогичным причинам в будущем.
- А кто будет проводить уголовное расследование?
- Это должно делать государство, на территории которого произошло событие.
- То есть Украина?
А как иначе? Когда в России происходит авиационное происшествие, то уголовное расследование ведет наш Следственный комитет.
СПРАВКА «МК»
Пресс-центр СБУ 18 июля сообщил: по факту крушения «Боинга» возбуждено уголовное дело по ст. 258 УК Украины - «теракт».