МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Мастер, низко летит!": очевидцы и родственники об авиакатастрофе в Балашихе

Все о смертельной трагедии с «Ан-2» в Подмосковье

«Все, праздник кончился!» Этой фразой сопроводил страшное видео из подмосковной Балашихи один из свидетелей падения легкомоторного самолета «АН-2». Показательные полеты на аэродроме «Черное», приуроченные к 70-летию легендарного «кукурузника», закончились катастрофой. И лишь чудо не привело к глобальной трагедии: «Ан» упал в какой-то сотне метров от толпы зрителей. Пилоты Дмитрий Сухарев и Борис Тылевич погибли.

youtube

По замыслу организаторов мероприятия праздник должен был начаться выступлением парашютистов. А закончиться демонстрационными полетами с выполнением фигур высшего пилотажа на тех самых «кукурузниках», ради которых и было организованно авиашоу.

Программу полетов открыли Сухарев и Тылевич.

 - Начиналось всё хорошо,- рассказала «МК» очевидец трагедии Татьяна. - Но было заметно, что АН-2 взлетел как-то тяжело, медленно набирал высоту, сделал несколько кругов над территорией завода. И неожиданно сделал в небе петлю (я не разбираюсь в фигурах высшего пилотажа, но люди говорили, что это была "мёртвая петля"). В этот момент я быстро включила камеру на телефоне, ожидая, что сейчас будет ещё какой-нибудь трюк, но самолёт, выходя из виража, направлялся прямо на нас, на толпу зрителей. Видно было, что летел он низко, нам это показалось странным, но мы подумали, что всё идёт по плану. За рулём был ведь опытный пилот, про которого во время полёта рассказывала ведущая. И вдруг самолёт резко ушел влево. Из-за других самолётов, которые стояли в ряд, не был виден сам момент столкновения с землёй, но потом был взрыв и столб чёрного дыма... Люди сразу побежали к месту аварии. Надеялись, что пилоты выживут, но потом стало понятно, что у них не было шансов. Шоу остановили и мы уехали домой.

По словам другой зрительницы авиашоу, Светланы именно летчиков нужно благодарить за то, что самолет не упал на людей.

- Когда АН-2 стал лететь практически на бреющем полете, я слышала фразы "О,как низко!", "Какой мастер, раз так низко летит!"- все думали, как и я,что так и задумано. Но через доли секунды стало понятно, что идет все не по плану. И люди догадались. Кто-то начал отбегать в сторону... Думаю,тогда пилот понял: либо он падает на людей, либо надо уводить летательный аппарат. Самолет резко вильнул влево, зацепил левым крылом землю, начал кувыркаться и развалился на аэродроме на части. Кабина загорелась и взорвалась практически сразу. Минутой позже подъехали пожарные машины, несколько карет «скорой медицинской помощи».

Известно, что машиной управлял настоящий профессионал, человек влюбленный в небо с детства. 49-летний Дмитрий Сухарев освоил множество типов самолетов. Работал он и в гражданской авиации. Мог спокойно сесть за штурвал «Боинга». По словам супруги и детей погибшего, их мужчина не представлял себя без полетов.

- Познакомилась мы с Димой больше двадцати лет назад,- рассказала «МК» супруга Дмитрия Сухарева. - Я преподавала английский язык, а он его изучал, чтобы получить допуск на международные авиалинии. Что я могу про него сказать? Он до безумия любил небо и самолеты. Особенно он гордился своим перелетом в Австралию на легкомоторной машине. Я с детьми дома его практически не видела. Но когда он появлялся на пороге квартиры, то дети от него были без ума — всегда с подарками. Он так и остался для сына и дочери кумиром. Детки то у нас приемные. Дочка даже сочинила небольшой стих в его честь.

Я гордилась тобою и знала, что мой папа лучший пилот

Ты герой! я твёрдо сказала

И всю волю собрала в кулак

Пусть ты строки мои не увидишь

Ты услышишь их в небесах

И на меня, свыше, будешь смотреть с высока!

Вторым пилотом в кабине сидел 36-летний Борис Тылевич родом их Казахстана. Мужчина окончил МФТИ и считался хорошим физиком и математиком. До 30 лет Борис был успешным специалистом в области компьютерных технологий и хорошо зарабатывал. Мужчине даже предлагали стать руководителем проекта одной международной компании. Но мысли о небе не давали покоя Борису. В 30 лет он бросает высокооплачиваемую работу и едет в США, чтобы получить свидетельство пилота на суда гражданской авиации. После этого мужчина смог устроиться на работу частным летчиком на реактивный самолет. Но никогда мужчина не отказывался от того, чтобы лишний час провести за штурвалом железной птицы. Были у него и свои достижения — перелет из Европы в США через Гренландию на легкомоторном самолете.

Справка «МК»

Первый полет опытного Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года. Самолет поступил в эксплуатацию в августе 1948 года. Задуманный как сельскохозяйственный, он быстро стал многоцелевым и выпускался в 16 модификациях Серийное производство в СССР было завершено к 1960 году после постройки более 5 тысяч самолетов. После этого Ан-2 выпускались по лицензии в Китае и Польше. Самолет экспортировался в 26 стран мира. В ВВС эта машина применялась в качестве военно-транспортной, штабной и связной. Широко использовался Ан-2 и как учебный самолет для отработки парашютных прыжков.

О том, как готовятся подобные демонстрационные мероприятия, кем утверждается программа полетов, и что могло привести к трагедии, мы поговорили с заслуженным военным летчиком РФ, бывшим руководителем управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, генерал-майором Владимиром ПОПОВЫМ.

- Одной из основных версий падения Ан-2 называют ошибку экипажа при выполнении фигуры высшего пилотажа. Этот самолет предназначен для подобных маневров?

- Ан — 2 может выполнять простой пилотаж - крутить виражи с креном — 15, 30, 45 градусов, небольшие горки с углом 15 — 20 градусов, крутить спирали — разворот со снижением на 360 градусов. И все — не предусмотрено выполнение им каких—то силовых элементов, будь то косая петля, большой боевой разворот, бочка.

- Промелькнуло сообщение, что экипаж пытался, мол, выполнить чуть ли не мёртвую петлю и не справился с управлением.

- Пока сложно сказать, какую из фигур очевидцы могли принять за сложный пилотаж. Скорее всего, было нарушение по предельно малой высоте. В правилах указывается, что высота прохода и ухода должна быть не менее 30 — 50 метров. Этого бывает достаточно, чтобы безопасно уйти даже в глубоком вираже 30 — 45 градусов. Видимо у Ан - 2 проход был ниже. При интенсивном развороте подъемная сила значительно уменьшается и самолет может немножечко проседать. Мы ее не замечаем, когда пилотируем на больших высотах. На малых и предельно малых высотах должен быть запас высоты, чтобы безопасно выйти из маневра. Летчики хотели, вероятно, зрелищно показать маневр, но допустили принижение высоты. Что касается мертвой петли, то она и Ан — 2 - несовместимы.

- Могли у летчиков возникнуть проблемы с управлением, в частности, отказать руль высоты?

- Маловероятно. На Ан — 2 - тросовая проводка, жесткое управление. Там нет системы электронного управления. В любом случае, надо проверить, проводился ли техрегламент и тестирование. Если на самолете были барографы, их изымут и опечатают. (Барограф - самопишущий прибор, предназначенный для непрерывной записи величины атмосферного давления. Применяется на небольших самолётах, не имеющих герметичной кабины, для регистрации высоты полета - по изменению давления. - Авт.) Будет создана комиссия, через день - два они уже будут иметь предварительную информацию.

- Кто утверждает программу пилотажа на авиашоу?

- Когда выполняются демонстрационные полеты, все пункты программы тщательно разбираются, при этом прописываются меры безопасности. Другое дело, если разбившийся Ан — 2 был частным самолетом, могли не не всю программу подготовки отработать документально. Поэтому летчик мог допустить некоторую вольность, что, конечно, категорически запрещается. Есть нормы и правила выполнения показательных полетов. В частности, нельзя проходить над трибунами или над личным составом, который присутствует на аэродроме. Такие полеты выполняются на минимальном удалении от зрителей, в пределах 200 — 300 метров. Чтобы, в случае ЧП, разлет осколков и каких- то деталей не коснулся людей. Меры безопасности должны быть утверждены старшим авиационным начальником. Как правило, это руководитель ремонтного предприятия или Летно — испытательного комплекса. Ну и, конечно, руководитель полетов должен был знать, какие элементы летчики будет выполнять на авиашоу.

- На форумах пользователи высказывают предположение, что наследников погибших пилотов могут обязать расплачиваться за разбитый частный самолет.

-Только суд может назначить порядок компенсации. Самолет должен быть застрахован также, как автомобиль. Страховая компания, конечно, может инициировать какие — то выплаты или компенсации, исходя из того, что им нужно будет покрывать свои расходы. Но будет ли это сделано — большой вопрос.

Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах