МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пират победы

Спецкор “МК” выяснил, почему цивилизованный мир бессилен перед дикарями из Сомали

Ему доверяют пираты. Доверяют их пленники. Бывшего британского спецназовца по имени Мартин на побережье Сомали знают отлично. Он возглавляет одну из бригад спецов, которые передают захватившим судно разбойникам выкуп за заложников. Такие люди, как Мартин, обычно борются с бандитами — но тут бизнес есть бизнес.

Пластиковый пакет с наличкой, сброшенный с вертолета на корабль, чемоданчик, отданный из рук в руки.

И три десятка захваченных за последние полгода кораблей. Это около 50 миллионов долларов чистой прибыли. Без налогов.…

Но то, что происходит сегодня в Аденском заливе — и на этом сходятся многие эксперты, — детский сад по сравнению с тем, что, возможно, ожидает нас уже в ближайшие годы.

Никакого производства. При минимуме затрат — максимум отдачи. Уже сегодня вокруг пиратского промысла кормятся вполне легальные международные фирмы, осуществляющие процесс переговоров, передачу налички, питания заложников и т. д.

 

В эпоху глобального экономического спада и полной перестройки мирового рынка не за горами, вероятно, и зарождение целой отрасли, основанной на грабеже на морях и океанах и интегрированной в политику отдельных стран, как это было в Испании во времена Колумба.

Тоже, кстати, пирата, но с государственной лицензией от самой королевы.

Свободе “Фаины” мешает русский газ

На сегодняшний день на тринадцати захваченных бандитами иностранных кораблях, стоящих у берегов Сомали, находятся тринадцать россиян — одиннадцать на датском сухогрузе “CEC Future” и двое в экипаже украинского танкера “Фаина”, перевозившего оружие в Кению и взятого на абордаж в конце сентября прошлого года.

“Фаину” Киев не вызволяет уже четыре месяца, хотя поставщиком груза являлась их государственная компания.

20 миллионов долларов выкупа, очевидно, слишком дорого и для израильского владельца судна. А преступники, несмотря на завышенные требования — обычная цена за освобождение 1,5—2 лимона “зеленых”, — не желают демпинговать.

33 новеньких танка, гранатометы и боеприпасы, пылящиеся на борту под жарким африканским солнцем, — как красные тряпки для безудержно воюющего дикого континента. Но тайно перетащить танки на берег пираты так и не смогли — помешал американский ВМФ.

Переговоры об освобождении заложников, похоже, тоже зашли в тупик. “Последний раз удалось связаться с “Фаиной” в ноябре, — рассказывает “МК” Виктор Шаповалов, отец члена экипажа Дениса Шаповалова. — Позвонил я им на мобильный, взял кто-то из пиратов, плохо объяснялся по-английски. Я попросил позвать Никольского, это россиянин, который после смерти от сердечного приступа капитана Колобкова остался за главного. Пират помолчал секунд тридцать, а затем бросил трубку…”

Светлана Мгеладзе из Одессы, мать 21-летнего стюарда Роланда, с осени ютится в Киеве. По чужим углам. Каждый день — как на корабельную вахту, звонки по инстанциям, бесполезные беседы с администрацией Ющенко. “Местные чиновники не лучше пиратов. Нас уговаривали: молчите, не общайтесь с журналистами, идет сложный процесс подготовки освобождения моряков спецслужбами, а вы своей болтовней можете помешать, — нервно объясняет Светлана. — К декабрю стало понятно — это все отговорки. Никто ничего не делает. Недавно попытались попасть в приемную президента, но нам заявили: “Отстаньте! У Украины газовый конфликт с Россией, это главное”. А на освобождение наших детей, получается, нет ни времени, ни средств”.

“В порядке вещей, когда судовладельцы или государство, под чьим флагом шло судно, упорно торгуются с бандитами, — рассказывает Михаил Войтенко, ведущий гражданский эксперт в России по проблеме пиратства, издатель “Морского бюллетеня — Совфрахта”, в котором фиксируются все случаи нападения. — Иначе при следующем захвате цена взлетит до небес”.

Представители некоторых стран, например Греции, откуда больше всего торговых судов, вообще против того, чтобы за свободу моряков отдавали первую же запрошенную пиратами сумму.

Экономика должна быть экономной. А выкуп заложников — это всего лишь очередная сделка.

Но был в прошлом апреле и другой прецедент. Пока хозяева захваченного французского судна “Понтант” вели переговоры, французские же ВМС бросили к берегу Сомали свои корабли с бойцами элитного подразделения и даже с вертолетами на борту. “Деньги заплатили, пленников пираты честно отпустили, но тут же началась спецоперация, и сомалийцев всех схватили”, — говорит Михаил Войтенко.

Бандиты в итоге получили пожизненные сроки. Спустя еще пять месяцев французы освободили заложников с другой частной яхты — “Четверка тузов”, на которой плыла супружеская пара.

Споры о выкупе не велись изначально.

Во всех прочих случаях в дело вступал бывший спецназовец и истинный английский джентльмен Мартин.

Пистолет для капитана

Специалисты по борьбе с пиратами есть и в нашем Отечестве. Будущим морякам в училищах даже преподают такой курс, как безопасность на море.

Хотя от России страшные пиратские проблемы вроде бы пока страшно далеки.

И знания это чисто теоретические, включают в себя рассказы о международных конвенциях 1958, 1982 и 1988 годов по борьбе с пиратами.

Речь в них идет о том, что корабль любого государства имеет право захватить в открытом море нападающее бандитское судно. Поступать так, правда, могут лишь военные корабли.

Но пираты предпочитают почему-то не эсминцы и линкоры, а мирные торговые суда, экипаж которых, по международным правилам, лишен права ношения оружия.

Даже у капитана нет пистолета.

Поэтому на практике будущих моряков просто учат “бдеть”, проходя опасные районы: включать по ночам прожектора на полную мощность, готовить шланги, чтобы в случае внезапной атаки смыть пиратов с палубы напором воды.

Ну а если те все-таки победят — расслабиться и получать удовольствие. Пока не выкупят.

— Нельзя сказать, будто международное право по борьбе с пиратами не соответствует реалиям. И в российском Уголовном кодексе, и в законодательстве других стран есть четкое наказание за пиратство. У нас, например, это статья 227 УК РФ, — рассказывает Анатолий Колодкин, президент Ассоциации международного морского права. Но тут же добавляет, что на практике, увы, эта статья не применялась.

Капитан 1 ранга, действительный член Академии военных наук, почетный сотрудник ФСБ и профессор Владимир Галицкий занимается вопросами безопасности России на суше и на море. Интервью он не дает. Не положено. Но для “МК” сделал исключение.

— Я считаю, что международное право сегодня носит рекомендательный характер, проку от него нет, — говорит Галицкий. — Некоторые государства, наоборот, готовы использовать нападения пиратов для своих целей. Барак Обама, например, предупредил, что, возможно, перебросит часть войск из Ирака в этот неспокойный регион. Американцы контролируют Персидский залив, вход в Суэцкий канал. В Аденском заливе находили нефть. Так что закрепиться в районе Африканского Рога со временем, я уверен, они попробуют непременно.

— Как вы считаете, Владимир Прохорович, насколько действенны последние резолюции ООН, по которым аж 26 государств воюют теперь с пиратами на море и суше?

— Надо бы взять человек семьсот спецназовцев, вооружить автоматами, гранатометами. Во время прохода по опасному району группы по три-четыре человека должны находиться на судах. Я уверен, что это будет гораздо эффективнее, чем когда военные корабли курсируют вдоль всего каравана гражданских. Случается, военные уходят в начало цепочки, а шлюпка с пиратами в это время нагло атакует последнего в группе.

— Но скоро будет создан единый командный центр борьбы с пиратами со штаб-квартирой в Йемене.

— Думаю, в этом вопросе Россия может, да и должна, сыграть не последнюю роль. В отличие от американцев к нам сомалийцы довольно неплохо относятся. Когда они у себя социализм строили, мы им одного оружия поставили на миллионы.

И никакой политики

Дикая страна Сомали. Власти нет. Порядка нет. Еды нет.

Уже семнадцать лет идет гражданская война, не видно конца-края. “Страна поделена на два лагеря — Сомалиленд и Пунтленд, есть некое переходное правительство, но оно мало что решает, людей постоянно захватывают в заложники, убивают, только в начале 2008-го погибло около двухсот человек”, — сообщил “МК” полковник Олег Валецкий, бывший в служебной командировке в Сомали в прошлом августе по вопросам боевого разминирования.

Никто из журналистов в этот хаос подавно не суется. Корреспондент “Нью-Йорк Таймс” побывал в Сомали, так его сопровождали десяток местных охранников — в “свите” должны были быть представлены все племена, иначе репортера уволокли бы в плен конкуренты.

“Американцы и НАТО в глубь Сомали сейчас не полезут. Даже миротворцы ООН убежали из этого ада в 95-м, — убежден морской эксперт Михаил Войтенко. — То, что мы имеем сегодня в районе, не пиратские набеги, это партизанская война на море. Война бедных против богатых. Но аморфная и неорганизованная пока что”.

Сидят сомалийцы на берегу, пожевывая листья “хата”, тонизирующего наркотика наподобие южноамериканской коки, смотрят тоскливо на проплывающие корабли.

Рядом с их диким и кровавым средневековьем — одна из самых оживленных торговых трасс XXI века, путь, по которому из Азии в Европу — “из варяг в греки”— перевозится сегодня до 98 процентов всего европейского ширпотреба.

А сомалийцы родились нищими бесправными неграми, и нет у них самих других путей, кроме как плыть туда и грабить.

Когда пираты заодно с экипажем

После захвата чужого судна на борт бандитам доставляют несколько мешков бесплатного “хата”. В качестве аванса и чтобы сутками не спали. “Я беседовал по телефону с главарями, чувствовал, что они как зомби, постоянно под кайфом”, — рассказывает эксперт Михаил Войтенко.

Несчастный экипаж под дулами автоматов обычно сгоняют в самую большую каюту. В таком режиме тянутся долгие месяцы переговоров. “Повезло тем из моряков, кто работает на судне с коллективным трудовым договором профсоюза. Тогда по правилам международной федерации транспортников за время пребывания в плену им положена двойная оплата, — поясняет Игорь Ковальчук, заместитель председателя профсоюза моряков России. — Но, между нами говоря, хозяину тратиться, конечно, не хочется. За сопровождение боевыми кораблями торговых судов коммерсанты платят, за страховку в военной зоне —  по повышенному тарифу,  поэтому они минимизируют остальные расходы. Были случаи, когда после освобождения судна без колдоговора  экипажу не удавалось получить свою зарплату”.Оклад у простого русского матроса — тысяч тридцать рублей.

Если же россиянин ходит под иностранным, так называемым “удобным флагом”, то получает около 1500 долларов. Моряки обычно знают, что идут в опасный рейс. Но соглашаются на риск, чтобы подзаработать.

“А нашим украинским мальчишкам вообще не сказали, куда они поплывут и что за груз повезут, — говорит Светлана Мгеладзе, мать захваченного стюарда “Фаины”. — Мы из Интернета теперь узнаем, что им нечего есть, что они умирают от жажды”.

“В Сети появляются страшилки о том, как экипаж находится на последнем издыхании, причем сведения эти подтверждают главари. Это значит, что одним хочется побыстрее домой, а другим — получить заработанное, тут у пленников с пиратами цели совпадают, — усмехается эксперт Михаил Войтенко. — В отличие от кровожадных филиппинских бандитов, которые отрезали пленникам головы, сомалийцы миролюбивы к белым”.

Те платят им “взаимностью”. Не известно ни одного случая, чтобы захваченные европейцы организовали бунт на корабле.

“Боевик “Пираты ХХ века” — сказка, в Советском Союзе и в России таких подвигов ни один экипаж не совершал, — говорит Владимир Галицкий. — Возможно, потому что торговое судно под нашим флагом никогда не становилось добычей”.

Год назад разбойники атаковали северокорейский сухогруз “Тэ Хон Дан”. За свою свободу экипаж дрался отчаянно, на головы бандитам сыпались бутылки с самодельной горючей смесью.

Но если бы корейцы попали в плен, то после возвращения на коммунистическую родину их расстреляли бы за измену. Так что им было что терять.

Пираты едва спаслись бегством.

Миру везет

Эксперт Михаил Войтенко говорит, что вымотался за новогодние праздники.

По нескольку раз в день звонят родственники заложников с “Фаины”. Даже во время нашего интервью звонили. “Да, успокойтесь, вернутся ваши дети невредимыми, — кричит в трубку, потом уже мне: — Знаете, я больше всех хочу, чтобы ситуация с украинцами и захваченным судном разрешилась наконец. Я у этих людей даже за психолога, на самом деле морально тяжело очень”.

…Около двухсот кораблей ежедневно проходят через Аденский залив. Вот уже несколько месяцев их охраняют военные суда ведущих государств мира: Франции, Великобритании, Америки.

В том числе и наш российский “Адмирал Виноградов”, пришедший в Аденский залив на смену “Неустрашимому”. Три дня назад “Адмирал” отразил атаку пиратов на контейнеровоз под флагом Нидерландов.

Но вообще борьба с пиратами протекает с переменным успехом: то один корабль у пиратов отобьют, то другой.
Общей тактики и стратегии все еще нет. Хотя Совбез ООН за прошлый год выработал аж шесть резолюций по пиратскому поводу.

“Кажется, это говорил Рональд Рейган: земляне способны объединиться лишь перед лицом всеобщей агрессии — например, нападения инопланетян. Ерунда! Какие инопланетяне, если мы даже безграмотных сомалийцев победить не можем, каждая страна тянет одеяло на себя”, — уверен эксперт Михаил Войтенко.

Эксперты предупреждают, что это начало. Пусть сегодня мы имеем дело лишь с парой неорганизованных бандитских группировок. Но их профессиональная подготовка — вопрос времени и чьего-то желания.

“Если бы вы пообщались с налетчиками, то сразу бы поняли — крупные международные преступные синдикаты, чтобы там ни говорили, деятельность сомалийцев не контролируют. На сегодняшний день у них полная самодеятельность.

Получили пираты за супертанкер “Сириус Стар” с миллионом баррелей нефти на борту два миллиона долларов отступных, половину денег утопили в заливе и сами вместе с деньгами сгинули. Но подобная анархия в сфере, которая может приносить баснословные барыши, особенно в условиях мирового кризиса, продлится недолго, — говорит Михаил Войтенко. — Я уверен, умные люди с тугими кошельками уже прониклись идеей. Когда в дело вступят настоящие “акулы” бизнеса, бороться с пиратством политическими, да и военными методами окажется уже бесполезно”.

СПРАВКА “МК”

Сколько получает в месяц пират:

В прошлом году средний выкуп за торговое судно составлял 1,5 миллиона долларов.

Из них:

20—25% уходит старейшинам,

20—25% на финансирование дальнейших операций (закупка вооружения и т. д.),

30% — взятки.

Оставшиеся 300 тысяч — зарплата членам банды. В группировке обычно 50—60 человек, среднее время нахождения судна в плену — 4 месяца.

Значит, в месяц каждый пират зарабатывает около 1,5 тысячи баксов.

КСТАТИ

Сомалийские пираты освободили за выкуп захваченное в ноябре датское судно CEC Future, на борту которого находятся 11 граждан России.

“Последние пираты покинули судно рано утром в четверг. Мы достигли соглашения об освобождении с преступниками вечером в понедельник”, — заявил главный исполнительный директор компании-владельца Clipper Group Пер Гуллеструп.

СПРАВКА “МК”

В обход Аденского залива

Нам еще везет, что теми грузами, что до сих пор попадали к разбойникам, за исключением разве что украинских танков, они и распорядиться-то не умели. Поэтому легко и за сравнительно небольшие деньги с ними расстались.

Но начни пираты нападать на контейнеры с промышленными товарами, ширпотребом, электроникой, автомобилями на борту — этим пугают сегодня крупный бизнес уже все эксперты, — капитанам и судовладельцам придется тогда искать обходные пути прохода через район Аденского залива. Дорога из Азии в Европу станет длиннее почти на месяц. Кораблей будет не хватать. Стоимость товаров по всему миру резко возрастет.

Так полторы тысячи бандитов способны добить и без того проблемную мировую экономику.

МЕЖДУ ТЕМ

Большие десантные корабли Черноморского флота России “Ямал” и “Азов” вышли утром в четверг из Севастополя в дальний поход курсом на Аденский залив.

“В ближайшее время корабли начнут прохождение проливов Босфор и Дарданеллы. Затем два БДК через Суэцкий канал возьмут курс к берегам Сомали для борьбы с местными пиратами”, — сообщил источник в российском военном ведомстве.

По словам источника, на борту кораблей ЧФ находятся подразделения морской пехоты. Сейчас в Аденском заливе находится корабль “Адмирал Виноградов” Тихоокеанского флота.

    

 

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах