МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В разгар небывалого снегопада из Москвы улетел паровоз

Не взирая на разгул непогоды, столичным железнодорожникам удалось выполнить сложнейшую задачу по эвакуации ретро-локомотива

В Белокаменной, оказывается, есть всего два «генерала». И сейчас столица должна на время лишиться одного из них: его зацепили прочными тросами, подняли над землей, переставили на более удобное место и теперь увезут за тысячу километров – в сторону Северного Кавказа.

Фото: Александр Добровольский

Наверное, о какой-нибудь скульптуре говорите, – догадается сообразительный читатель.

И будет не прав.

Потому, что на самом деле речь идет... о паровозе. О паровозе П36. Магистральные пассажирские локомотивы этой серии были последними «паровиками», выпущенными знаменитым Коломенским заводом на закате «паровозной эпохи». В народе за этими могучими красавцами закрепилось прозвище «генерал», поскольку каждый из «тридцать шестых» имел особую окраску – цветную (чаще всего красную или желтую) полосу вдоль корпуса, напоминающую генеральский лампас.

Век локомотивов-«генералов» оказался недолгим, уже к середине 1970-х все они были «уволены в запас». На сегодняшний день в Москве сохранилось две таких ретро-машины. Один П36 находится в экспозиции музея Московской железной дороги, а другой установлен в качестве памятника у депо им. Ильича неподалеку от перронов Белорусского вокзала.

Впрочем теперь уже правильнее сказать – стоял. Потому что раритетный локомотив только что сняли с его «насиженного места» и готовят к отправке в дальний путь. Прямо как в песне из знаменитого рязановской комедии «Ирония судьбы»: «На Тихорецкую состав отправится...» Только в данном случае дальняя дорога к этой станции назначения предстоит уникальному старому паровозу. Согласно недавнему распоряжению руководства ОАО «РЖД», данный П36 должен быть демонтирован с его «вечной стоянки» и отремонтирован, чтобы впоследствии водить экскурсионные ретро-поезда. Восстановление «тридцать шестого» в полностью рабочем виде будет осуществляться в локомотивном депо Тихорецкая на Северо-Кавказской железной дороге, где сохранилась необходимая техническая база для ремонта столь габаритных паровозов.

Эвакуация П36 оказалась делом очень не простым. В свое время, почти 30 лет назад, этот огромный локомотив поставили на его нынешнее место – в коротеньком тупике у здания депо им. Ильича, довольно легко: врезали в соседний путь временную стрелку и по ней закатили махину-паровоз вместе с тендером. Однако вслед за этим стрелку-времянку «ампутировали», а позднее на ее месте проложили трубы коммуникаций. Так что наземный путь эвакуации «генерала» ныне оказался невозможным. Пришлось железнодорожникам использовать вместо этого путь воздушный: по очереди поднять кранами паровоз и тендер и переставить их на близлежащий рельсовый путь.

Из Москвы утащили паровоз

Смотрите фотогалерею по теме

Это только в одном из фильмов все того же Эльдара Рязанова паровоз легко взмывает в воздух, а в реальности оторвать от земли многотонную махину и перенести ее на несколько метров в сторону – ой, как сложно! Уникальная техническая операция началась еще рано утром в пятницу: специальной бригаде пришлось демонтировать контактную сеть на примыкающем к месту «прописки» паровоза участке рабочего пути, чтобы провода не мешали работе крупногабаритной техники. Позднее подошли два восстановительных поезда с мощными кранами. Более шести часов под непрекращающимся снегопадом путейцы устанавливали этих исполинов в рабочее положение и готовили старый паровоз к первому в его жизни воздушному полету – обвязывали тросами, подкладывали брусья под выступающие фрагменты корпуса, чтобы не помять уникальную машину... Сам «полет» длился всего минут десять. Краны приподняли П36 на метр над землей и очень плавно, аккуратнейше перенесли его на соседний путь. («Хорошо, что сегодня ветер не сильный, – радовались специалисты с восстановительных поездов, – А то было бы куда сложнее «усмирить» такую махину, вывешенную на тросах, и опустить ее точно на рельсы!») Вслед за тем наступил черед «второй части Марлезонского балета» – воздушная транспортировка паровозного тендера. Но это уже гораздо проще: ведь «паровозный прицеп» короче и вдвое легче.

Вызволенный из своей многолетней «тупиковой изоляции» П36 должны перекатить в соседнее депо, и там в ближайшие несколько дней специалисты тщательно проверят техническое состояние этого «экс-монумента», подготовят его ходовую часть, тормозную систему к 1000-километровому пути. Ну а потом «холодный» старый паровоз подцепят к современному локомотиву и отправят в Тихорецкую.

– Этот паровой локомотив был установлен в депо им. Ильича в качестве памятника трудовой и боевой славе железнодорожников еще в августе 1984 г., – рассказывает председатель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – Инициативу тогда проявили несколько активистов нашего общества, добившись принятия решения руководством МПС о новом паровозе-памятнике (в ту пору установка на постамент была фактически единственным способом сохранить старую технику от отправки ее в металлолом). П36 с порядковым номером 0120 был собран на Коломенским заводе в 1955 г. и всю свою трудовую жизнь провел, имея белорусскую «прописку», – водил пассажирские поезда по рельсовым магистралям Белоруссии вплоть до 1968 г. (На самом деле это очень не большой срок эксплуатации для таких паровозов, так что все узлы и агрегаты сохранились в очень хорошем состоянии.) Потом локомотив был поставлен на паровозную базу запаса в Орше, откуда его и удалось забрать в Москву для установки в качестве памятника. Локомотив полностью комплектный, поэтому с возвращением его в рабочее состояние, думается, не должно возникнуть каких-то проблем. Есть планы уже в августе нынешнего года задействовать отреставрированный, «поставленный на ход» П36 в программе праздничных мероприятий в Москве по случаю очередного Дня железнодорожника.

Справка «МК»: Пассажирский магистральный паровоз П36 спроектирован в послевоенные годы группой специалистов под руководством главного конструктора Л. Лебедянского. Опытный экземпляр был собран Коломенским паровозостроительным заводом в 1950 г. Серийное производство началось в 1953 г. и продолжалось вплоть до 1956 г., когда по решению ХХ съезда КПССв Советском Союзе был прекращен выпуск паровых железнодорожных локомотивов. Последний – 251-й по счету – П36 выехал из заводских ворот 29 июня 1956 г. В связи с активным переходом советских железных дорог на электровозную и тепловозную тягу уже к началу 1970-х г.г. большинство паровозов П36 сняли с эксплуатации и поставили на базы запаса, а в 1980-е – 1990-е г.г. основная масса их была исключена из инвентаря и отправлена в переплавку. До наших дней из 251 выпущенного паровоза П36 уцелело 26 машин. Пять из них сохранились в рабочем (или условно-рабочем) состоянии, остальные находятся в экспозициях музеев или установлены в качестве памятников (в том числе в Германии, в Монголии, в Узбекистане). Серийный паровоз П36 мог развивать скорость до 125 км/час. Это самая последняя из отечественных моделей паровых локомотивов и самый большой паровоз, созданный в нашей стране. Длина локомотива – около 16,6 м, вес – более 120 т, длина тендера – 13,2 м, вес (без загрузки углем и водой) – почти 55 т. Будучи «вершиной» достижений инженерной паровозной мысли, П36 обладал самым высоким КПД из всех наших паровозов – 9,3%.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах