
УГОЛЬ И БУМАГА
Что остается от танца, когда его уже нет? Сегодня видео- и киносъемка, а в недавнем прошлом картины, рисунки, скульптуры художников, стремившихся остановить чудесные танцевальные мгновения.
Среди артистов балета, к кому было приковано особое внимание лучших художников своего времени, — Вацлав Нижинский. А в иконографии, посвященной танцовщику, особо выделяется рисунок американского художника Джона Сингера Сарджента. С этой работой связана и небольшая детективная история.
В 1911 году в своей студии в Лондоне художник запечатлел углем портрет Нижинского в тюрбане и с драгоценным ожерельем из балета “Павильон Армиды”. Партия Нижинского в “Армиде” была отмечена особой утонченностью и гомосексуальным эстетизмом. Художник несколько преувеличил длину шеи танцовщика, стремясь подчеркнуть ту избранность, которую являл Нижинский на сцене, напоминая некое таинственное существо, прилетевшее на Землю с другой планеты. Голова откинута назад, глаза слегка прикрыты, а на чувственных губах играет улыбка.
Пора танцевальных триумфов закончилась для Нижинского очень быстро, наступили долгие годы мучительной душевной болезни. Рядом с ним была его жена Ромола. Но в 1929 году ей предложили работу в США. Взять мужа с собой она не могла, поскольку власти США не впускали в страну душевнобольных иммигрантов. И Нижинского пришлось в очередной раз определить в психиатрическую лечебницу. За время отсутствия супругов была ограблена их парижская квартира. Среди украденных вещей оказался и портрет Нижинского из “Павильона Армиды”.
В течение трех десятилетий знаменитый рисунок углем был потерян для мира, никто не знал, где он находится и вообще сохранился ли. Но в 1958 году он внезапно появился на выставке Сарджента в Богемском клубе в Сан-Франциско. Оказалось, рисунок был завещан клубу покойным сенатором Феланом, старым балетоманом, жившим в Париже и умершим в 1954 году. Ромола Нижинская затеяла судебный процесс, чтобы вернуть свою собственность, но безуспешно: клуб отказался отдать ей подлинник, предложив копию. Ромола категорически отказалась принять этот оскорбительный для нее и для памяти великого танцовщика “дар”. Но всякий раз, как в книжных магазинах появляется очередное издание, посвященное Нижинскому, там обязательно воспроизводится этот красивый, чувственный, стремительный рисунок.
Среди артистов балета, к кому было приковано особое внимание лучших художников своего времени, — Вацлав Нижинский. А в иконографии, посвященной танцовщику, особо выделяется рисунок американского художника Джона Сингера Сарджента. С этой работой связана и небольшая детективная история.
В 1911 году в своей студии в Лондоне художник запечатлел углем портрет Нижинского в тюрбане и с драгоценным ожерельем из балета “Павильон Армиды”. Партия Нижинского в “Армиде” была отмечена особой утонченностью и гомосексуальным эстетизмом. Художник несколько преувеличил длину шеи танцовщика, стремясь подчеркнуть ту избранность, которую являл Нижинский на сцене, напоминая некое таинственное существо, прилетевшее на Землю с другой планеты. Голова откинута назад, глаза слегка прикрыты, а на чувственных губах играет улыбка.
Пора танцевальных триумфов закончилась для Нижинского очень быстро, наступили долгие годы мучительной душевной болезни. Рядом с ним была его жена Ромола. Но в 1929 году ей предложили работу в США. Взять мужа с собой она не могла, поскольку власти США не впускали в страну душевнобольных иммигрантов. И Нижинского пришлось в очередной раз определить в психиатрическую лечебницу. За время отсутствия супругов была ограблена их парижская квартира. Среди украденных вещей оказался и портрет Нижинского из “Павильона Армиды”.
В течение трех десятилетий знаменитый рисунок углем был потерян для мира, никто не знал, где он находится и вообще сохранился ли. Но в 1958 году он внезапно появился на выставке Сарджента в Богемском клубе в Сан-Франциско. Оказалось, рисунок был завещан клубу покойным сенатором Феланом, старым балетоманом, жившим в Париже и умершим в 1954 году. Ромола Нижинская затеяла судебный процесс, чтобы вернуть свою собственность, но безуспешно: клуб отказался отдать ей подлинник, предложив копию. Ромола категорически отказалась принять этот оскорбительный для нее и для памяти великого танцовщика “дар”. Но всякий раз, как в книжных магазинах появляется очередное издание, посвященное Нижинскому, там обязательно воспроизводится этот красивый, чувственный, стремительный рисунок.
Самое интересное
-
-
Беспилотники летели наперегонки с ракетами: Украина не может подсчитать ущерб, нанесенный минувшей ночью
-
Выяснилось, каким будет ответ России на украинские теракты: Трамп не против
-
«Боимся, не вернут Ильича»: россияне прощаются с Лениным перед закрытием Мавзолея
-
Трамп сделал странное заявление о продолжении конфликта между Россией и Украиной
-
«Отдали 1,7 млн рублей, раскручивают только так»: россиянка из Небраски рассказала про особенности американских похорон
Что еще почитать
-
Как поссорились Илон Эрролович с Дональдом Фредовичем: конфликт Трампа и Маска вышел из-под контроля
-
Стала куколкой: преобразившуюся Цымбалюк-Романовскую заметили в караоке после родов
-
Мама в Дубае: Зеленский сделал матери царский подарок – потрачены миллионы долларов
-
Заплати и играй: вратарь Матвей Сафонов погасил долг по алиментам и ждет встречи с дочерью
-
Названы самые подорожавшие за десятилетие продукты: цены на масло, рыбу, яблоки выросли в три раза
В регионах
-
Вместо ремонта деньги – в карман: Совладельцев ТГК-14 задержали за мошенничество
-
Народные приметы на 4 июня 2025 года: что нельзя делать в день Василиска
-
«Сегодня жестко бухаем»: все, что известно о резне в Байкальске
Иркутск -
"Змеиные" годы в России отмечены революциями и войнами
Саратов -
Народные приметы на 5 июня 2025 года: что нельзя делать в день Левона Огуречника
Улан-Удэ -
В Якутске состоялась презентация исторической повести «Сын Монетного»
Якутия