
УГОЛЬ И БУМАГА
Что остается от танца, когда его уже нет? Сегодня видео- и киносъемка, а в недавнем прошлом картины, рисунки, скульптуры художников, стремившихся остановить чудесные танцевальные мгновения.
Среди артистов балета, к кому было приковано особое внимание лучших художников своего времени, — Вацлав Нижинский. А в иконографии, посвященной танцовщику, особо выделяется рисунок американского художника Джона Сингера Сарджента. С этой работой связана и небольшая детективная история.
В 1911 году в своей студии в Лондоне художник запечатлел углем портрет Нижинского в тюрбане и с драгоценным ожерельем из балета “Павильон Армиды”. Партия Нижинского в “Армиде” была отмечена особой утонченностью и гомосексуальным эстетизмом. Художник несколько преувеличил длину шеи танцовщика, стремясь подчеркнуть ту избранность, которую являл Нижинский на сцене, напоминая некое таинственное существо, прилетевшее на Землю с другой планеты. Голова откинута назад, глаза слегка прикрыты, а на чувственных губах играет улыбка.
Пора танцевальных триумфов закончилась для Нижинского очень быстро, наступили долгие годы мучительной душевной болезни. Рядом с ним была его жена Ромола. Но в 1929 году ей предложили работу в США. Взять мужа с собой она не могла, поскольку власти США не впускали в страну душевнобольных иммигрантов. И Нижинского пришлось в очередной раз определить в психиатрическую лечебницу. За время отсутствия супругов была ограблена их парижская квартира. Среди украденных вещей оказался и портрет Нижинского из “Павильона Армиды”.
В течение трех десятилетий знаменитый рисунок углем был потерян для мира, никто не знал, где он находится и вообще сохранился ли. Но в 1958 году он внезапно появился на выставке Сарджента в Богемском клубе в Сан-Франциско. Оказалось, рисунок был завещан клубу покойным сенатором Феланом, старым балетоманом, жившим в Париже и умершим в 1954 году. Ромола Нижинская затеяла судебный процесс, чтобы вернуть свою собственность, но безуспешно: клуб отказался отдать ей подлинник, предложив копию. Ромола категорически отказалась принять этот оскорбительный для нее и для памяти великого танцовщика “дар”. Но всякий раз, как в книжных магазинах появляется очередное издание, посвященное Нижинскому, там обязательно воспроизводится этот красивый, чувственный, стремительный рисунок.
Среди артистов балета, к кому было приковано особое внимание лучших художников своего времени, — Вацлав Нижинский. А в иконографии, посвященной танцовщику, особо выделяется рисунок американского художника Джона Сингера Сарджента. С этой работой связана и небольшая детективная история.
В 1911 году в своей студии в Лондоне художник запечатлел углем портрет Нижинского в тюрбане и с драгоценным ожерельем из балета “Павильон Армиды”. Партия Нижинского в “Армиде” была отмечена особой утонченностью и гомосексуальным эстетизмом. Художник несколько преувеличил длину шеи танцовщика, стремясь подчеркнуть ту избранность, которую являл Нижинский на сцене, напоминая некое таинственное существо, прилетевшее на Землю с другой планеты. Голова откинута назад, глаза слегка прикрыты, а на чувственных губах играет улыбка.
Пора танцевальных триумфов закончилась для Нижинского очень быстро, наступили долгие годы мучительной душевной болезни. Рядом с ним была его жена Ромола. Но в 1929 году ей предложили работу в США. Взять мужа с собой она не могла, поскольку власти США не впускали в страну душевнобольных иммигрантов. И Нижинского пришлось в очередной раз определить в психиатрическую лечебницу. За время отсутствия супругов была ограблена их парижская квартира. Среди украденных вещей оказался и портрет Нижинского из “Павильона Армиды”.
В течение трех десятилетий знаменитый рисунок углем был потерян для мира, никто не знал, где он находится и вообще сохранился ли. Но в 1958 году он внезапно появился на выставке Сарджента в Богемском клубе в Сан-Франциско. Оказалось, рисунок был завещан клубу покойным сенатором Феланом, старым балетоманом, жившим в Париже и умершим в 1954 году. Ромола Нижинская затеяла судебный процесс, чтобы вернуть свою собственность, но безуспешно: клуб отказался отдать ей подлинник, предложив копию. Ромола категорически отказалась принять этот оскорбительный для нее и для памяти великого танцовщика “дар”. Но всякий раз, как в книжных магазинах появляется очередное издание, посвященное Нижинскому, там обязательно воспроизводится этот красивый, чувственный, стремительный рисунок.
Самое интересное
-
-
«Все изменилось»: Джигарханян рассказал об отношении к русским в США
-
Песков назвал условия для встречи Путина и Зеленского
-
«Матерятся по-русски»: политолог объяснил, почему украинская делегация на переговорах не использовала мову
-
«Жди удара, где тонко»: генерал объяснил, почему Россия отказалась останавливать огонь
-
Резник назвал самых благодарных российских артистов
Что еще почитать
-
Эксперты объяснили, сколько нужно человеку секса для счастья
-
Студентку заживо похоронил преследовавший её бывший парень
-
Аня Фролова - надежда демографии: "У меня 9 классов, родила дочь, меня обеспечивает муж"
-
Сын Никаса Сафронова вернулся на ПМЖ в Москву: представил жену
-
Странный итог переговоров в Стамбуле: на наших глазах начала раскручиваться неожиданная интрига
В регионах
-
Новый закон примут после случая с разводом погибшего на СВО рязанца
-
«Оно того не стоит»: Читинцы не поддержали переход такси на российские автомобили
-
В Кушве закопали в землю миллиард?
Екатеринбург -
Народные приметы на 16 мая 2025 года: что нельзя делать в день Мавры Рассадницы
Улан-Удэ -
В поселке Атиг продолжаются странности с освоением бюджетных средств
Екатеринбург -
Народные приметы на 17 мая 2025 года: что нельзя делать в день Пелагеи Заступницы
Улан-Удэ