Что принесло одного из богатейших людей арабского мира в этот палестинский анклав, не может понять никто. Сам катарский эмир объясняет свой визит гуманитарными целями: мол, хочу подарить палестинцам из Сектора Газа жилья и мечетей на $400 млн. Его же недоброжелатели утверждают, что находящаяся в самом расцвете лет королевская особа уже не один год блуждает по миру в поисках четвертой и самой любимой жены. Ходят слухи, что с этой же целью он якобы пару лет назад приезжал и в Израиль, где, кроме всего прочего, будто бы встречался с местными политиками женского пола.
Но есть и другое объяснение неожиданным и казалось бы нелогичным визитам главы одной из самых преуспевающих стран Персидского залива. Эмира, кроме женитьбы на красивых женщинах и строительства величественных мечетей, интересуют еще нефть и газ, без которых его государство не превратилось бы в оазис в песках. И он предлагает сотрудничество в их добыче всем и везде, где бывает. А как известно, в Секторе Газа уже много лет разведаны огромные запасы «голубого золота.» Но из-за идеологического упрямства ХАМАС добыча природных ресурсов не ведется.
Сегодня из сектора с газом изгнаны и израильские компании, занимавшиеся разведкой залежей «голубого золота2 во времена оккупации, и британские спецы, промышлявшие там во времена Арафата, и даже редкие в этих местах консультанты из России, также проявляющие немалый интерес к месторождениям на Ближнем Востоке.
Но даже несмотря на полное забвение промышленности, находящаяся под контролем исламистов самостийная часть Палестинской автономии, не признающая даже собственную столицу в Рамалле, все эти годы продолжает спокойно и безбедно жить за счет грантов международного сообщества, контрабанды и гуманитарной помощи. И такая ситуация лидеров ХАМАС полностью устраивает. На жизнь хватает, а на войну с Израилем подкидывают Иран и Сирия.
Но, видимо, гражданская война в Сирии, также щедро спонсируемая из Катара, и экономические трудности в Иране вселяют в принца с голубой кровью надежду именно в этот переломный момент перетянуть на себя «голубое одеяло» богатыми подношениями и упрочить свое влияние на Ближнем Востоке.
Как бы не было уютно сегодня премьер-министру Сектора Газа Исмаилу Хании в прежней роли, он должен понимать, что оставшись без поддержки слабеющих идеологических союзников, долго не протянет и будет вынужден открыть подземные кладовые своим экономическим спонсорам.
Вполне возможно, приход в Газу денег на строительство, а не на войну, заставит ХАМАС отказаться от террористической идеологии и начать диалог с соседями. По крайней мере, именно на такой исход надеются в Вашингтоне. В администрации президента Обамы в целом одобрительно отнеслись к вояжу катарского лидера в «Хамастан», назвав его исключительно гуманитарным.
Но есть и другой расклад, при котором катарские деньги могут укрепить правительство радикалов и придать ему второе дыхание для продолжения войны и с Израилем, и со своими собратьями—палестинцами из ФАТХа. Этот вариант прогнозируют как в Иерусалиме, так и в Рамалле, где резко осудили визит в Газу . Переживать за такой исход у них есть основания.
«Демократическая» роза ветров, запущенная по всему Ближнему Востоку из Вашингтона в самом начале президентства Барака Обамы, в самом ее конце нарисовала радикальный исламский полумесяц. Если же эта же роза ветров принесет новым революционерам еще и огромные арабские деньги, то боевитые, но пока еще сравнительно нищие радикальные исламисты станут по- настоящему мощной и самодостаточной силой.
Александр РОЗЕНЗАФТ, собкор «МК» в Израиле.