«Мы организовывали одну из встреч, приехали, поставили кубы, звукоусиливающую аппаратуру и расставили стулья, — рассказывает член Федерального политсовета ПАРНАСА Михаил Конев. — Все это разрешено нам 67-м Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав». В какой-то момент приехали сотрудники полиции. Какой-то сотрудник администрации со значком ФСБ стал кричать в микрофон, что наша встреча окончена».
— Я буду продолжать законное политическое мероприятие, — говорит Яшин на видео, которое выложил в Сеть один из активистов кампании.
— Вы можете проводить мероприятие таким образом, чтоб оно не мешало гражданам, — отвечает ему сотрудник полиции.
— Оно не мешает. После одиннадцати я, естественно, не буду шуметь, — парирует Яшин.
«Сотрудники полиции достаточно грубо его задержали, заламывая руки», — рассказывает Конев.
Координатор правозащитного отдела «Открытой России» Полина Немировская рассказала, что Яшин был задержан за использование на встрече звукоусилителей (микрофон и колонки). Подтверждает это и замначальника пресс-службы МВД региона Александр Дугарев, ссылаясь на то, что ПАРНАС нарушил закон Костромской области. Кодекс об административных правонарушениях (№392-5 — ЗКО ст. 49) считает нарушением тишины действия, совершенные с 23 часов до 7 часов, но в нем есть чудесная ссылка: за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Она как раз гласит: «…использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, нарушающее покой граждан». Выходит, что мероприятия с микрофоном запрещены.
Колонки и микрофон у ПАРНАСа изъяли как «орудия преступления». Но Яшина в итоге отпустили, так как по закону (№138 — ФЗ ст. 24) зарегистрированного кандидата не имеют права задерживать без санкции прокурора.
Политолог Сергей Марков считает, что задержание Яшина — намеренная провокация со стороны оппозиционера для дискредитации государственных институтов. «Я допускаю, что могло быть нарушение закона, — говорит он. — Его же брали не московские, а обычные полицейские, которые, может быть, не очень хорошо знакомы с законом. Просто хитрый Яшин провоцирует это нарушение: задержание в данном случае является более выгодным для кампании ПАРНАС, чем появление Яшина в каком-нибудь дворе».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, напротив, считает, что повышенное внимание со стороны правоохранительных органов — показатель силы и серьезности предвыборной кампании. «Оппозиция использует технологии, которые в 13-м году использовал Алексей Навальный, — говорит он. — Они не говорят про политику, а говорят остро про конкретные проблемы. Это непривычно для Костромы. Есть опасение, что они могут добиться успеха. Поэтому стоит задача представить их в роли смутьянов, рассчитывая на психологию человека, что дыма без огня не бывает».