- У меня возникает ощущение сожаления. Несмотря на постоянные судорожные телодвижения, украинская внешняя политика находится в тупике. Объясню почему. Если послушать Порошенко, а теперь и Зеленского, то получается, что единственный вариант решения внешнеполитических проблем Украины - это наращивание давления со стороны Запада на Россию. До такой степени, чтобы Россия подняла руки вверх и все отдала. Других вариантов, основанных на компромиссе, у них нет в принципе.
А ведь те же Минские соглашения - это компромисс. И компромисс очень серьезный. Как с той, так и с другой стороны. Это, во-первых, возвращение Донбасса в состав Украины на определенных условиях. Но Зеленский отказался признавать саму суть этого компромисса. Он категорически против амнистии всем тем, кто участвовал в конфликте, и против предоставления автономии, особого статуса Луганской и Донецкой республикам в рамках Украины. Ничего этого не будет, сказал он. И своих высказываний пока не опроверг.
И второй достаточно серьезный компромисс. Он не был прописан в Минских соглашениях, но создал саму возможность заключения их. Стороны договорились тогда отложить Крым в сторону. Теперь же, как видим, украинская сторона обсуждает с западными партнерами вопрос возвращения Крыма. Если он будет вынесен на "Нормандскую четверку", то разговор на этом закончится. Потому что Россия такое не приемлет. То есть и здесь ставится блок.
Если это опять будет «отдайте нам без всяких условий Крым и скажите спасибо, что мы потребовали не очень большую компенсацию за его использование», что-нибудь в таком духе, то это не новая инициатива, не новая стратегия, а новое движение в тот самый тупик. Я бы очень хотел, чтобы у них появилась действительно новая позиция. Но в рамках тех парадигм, которые они себе задали, я пока такой возможности не вижу.
- Ну а новые проблемы они нам могут создать? Следует ждать каких-то подвохов?
- Соединенные Штаты могут предоставить Украине статус особого военного партнера, то есть пойти на двусторонний договор о взаимной помощи, поддержке и обороне по типу того, который заключен с Южной Кореей, Японией, Австралией - странами, которые не входят в блок НАТО. Это вполне реальный вариант. Это позволило бы избежать возможных обязательств по восстановлению территориальной целостности Украины, которые Западу пришлось бы взять на себя - или, по крайней мере, декларировать, - если бы Украина вступила в НАТО. Скажем, по договору с Сеулом США обязались защищать Южную Корею, но отнюдь не обязались отвоевывать Северную. Тем не менее, как мы знаем, на территории Южной Кореи находятся не только американские войска, но и американское ядерное оружие.
- Во время встречи Юнкер и Зеленский обменялись шутками. Глава Еврокомиссии сказал, что не скучает по прежнему президенту Украины, поскольку у него теперь есть «новый Порошенко». Зеленский ответил, что он лучше Порошенко. А что с точки зрения России и ее интересов можно сказать о новом президенте Украины по его первым словам и поступкам? Лучше он или хуже для нас?
- Подойдем к этому цинично. Уже ясно, что позиции Зеленского от позиций Порошенко вряд ли будут отличаться. Единственное, что может помочь России, - два момента. Первое: Зеленский все-таки менее опытный политик. Значительно менее опытный, чем Порошенко. И может совершать ошибки значительно чаще, чем это делал его предшественник. И второе: Украина настолько приблизилась к Америке, что на ней начинают отражаться внутриполитические разборки в Соединенных Штатах. Это может оказаться благоприятным для нас.