По словам генерала развитию советской военной авиации очень сильно навредили волюнтаристские решения советского лидера Никиты Хрущева, решившего, что армии нужны только ракеты.
В конце 50-х фирма Микояна создала прототипы Е-152 и Е-155, которые были предназначены для полетов с большими скоростями, в три раза превышавшими скорость звука (3 числа Маха). Позже на основе этих разработок был создан МиГ-25.
Была разработана система «Ураган-5», в состав которой, кроме самолета И-75, входила ракета «Даль» разработки Семена Лавочкина. «Словом, развили технику достаточно прилично, - рассказывает Анатолий Клягин. - Но в 1960 году нашелся человек, который сказал, что нужно развивать ракетную технику. Это был Никита Сергеевич Хрущев. И мы остановили работу по многим проектам, в том числе по теме «Ураган-5» с самолетом И-75».
По словам генерала, в СССР фактически остановилось развитие фронтовой авиации — истребительной, штурмовой, бомбардировочной. Делали только перехватчики. «Установка была такая: перехватчик, вооруженный ракетами, не ведет воздушный бой. Поэтому ему пушки не нужны. Мы сняли с самолетов Су-9, Су-11, МиГ-21 пушки, повесили ракеты», - вспоминает генерал.
Все это аукнулось во время арабо-израильских войн, когда наши МиГ-21, поставленные арабским странам, проигрывали воздушные бои израильским «Миражам».
Только после этого в СССР начали возрождать обычную фронтовую авиацию, делать самолеты для воздушного боя. Но время было потеряно. США обогнали СССР в создании самолетов 4-го поколения, разработав F-15, F-16 и F-17.
Руководством СССР была поставлена задача догнать и перегнать. В мае 1977 года уже взлетел первый самолет Су-27, затем МиГ-29. В это же время КБ А.Н.Туполева полностью обновили бомбардировщик Ту-95, превратив его в ракетоносец Ту-95МС. Он стал носителем крылатых ракет большой дальности Х-55. Был сделан уникальный Ту-160. Словом, был большой рывок.
«Мы наверстали упущенное. Когда мы продемонстрировали в 1989 году в Париже, на авиасалоне в Ле Бурже МиГ-29, МиГ-31, Су-27, связку «Мрия» — «Буран», фурор был такой, что трудно представить», - вспоминает Анатолий Клягин.
Оценивая развал авиационной отрасли в 90-е годы, он сказал: «Это не КБ виноваты. У руководства страны при Ельцине была установка, что у России нет врагов. Это могли говорить только очень недалекие люди. Россия всегда имела врагов, и будет иметь всегда. Потому что они завидуют тому, что имеет Россия в своих недрах, ее богатствам. Они тоже хотят пользоваться этим. И никогда они не будут нам друзьями. Нет у России друзей, кроме флота и армии. Даже цари это понимали», - сказал генерал.
Участвовавший в работах по принятию на вооружение уникального высотного перехватчика МиГ-25 генерал рассказал, чем обернулось для ВВС предательство летчика Беленко, который в 1976 году угнал новейший МиГ-25 в Японию, где его получили американцы.
«Это был действительно большой урон. На МиГ-25П сменили радиолокационную станцию. Вместо «Смерч-А» поставили «Сапфир-25» и выпустили самолет МиГ-25ПД. Все серийные самолеты МиГ-25 были доработаны под «Сапфиры». Кроме того, на всех самолетах пришлось дорабатывать систему опознавания «свой — чужой». Дорого обошлось, но тут никуда не денешься», - рассказал Анатолий Клягин.
По его словам, было тем более обидно, что этот самолет дался дорогой ценой, за него заплатили жизнями несколько летчиков-испытателей. Из-за конструктивной недоработки самолет попадал в неуправляемый штопор, из которого практически нельзя было вывести машину. «Стабилизатор, грубо говоря, заклинивало воздушным потоком, ставило в закритичное положение, а обратно он не возвращался, самолет начинал неуправляемое вращение и разбивался. Этот недостаток забрал жизни четырех летчиков-испытателей», - сказал генерал.
Один из них - Олег Гудков, погиб в испытательном полете, но смог выявить проблему, которую потом устранили.