– Впервые о взрывчатке на борту Ту-154 Качиньского заговорили еще в 2016 году. Могла ли она там появиться?
– На обычном пассажирском самолете, к сожалению, как доказывает статистика, такое бывает. Но это практически невозможно, если речь идет о борте, который перевозит первых лиц государства. И понятно почему: самолет тщательно готовят к вылету – убеждаются, что он исправен и никаких даже малейших нареканий нет.
После президентский лайнер встает под усиленную охрану, фактически оцеплен. Посторонним даже приблизиться к нему невозможно, вплоть до появления VIP-пассажиров, в нашем случае – польского президента и его свиты. Если поляки кого-то и обвиняют, то пусть ищут у себя – кроме них никто к борту допущен не был.
– В польском отчете утверждается: бомбу могли заложить во время ремонта самолета в России…
– Это бред. Хотя бы потому, что ремонт и техобслуживание таких самолетов строго регламентировано и постоянно под присмотром заказчика. Более того, принимающая сторона после ремонта все тщательно проверяет, осматривает, снимает показания и прочее. Все документируется актом приемки работ, и только потом заказчик получает свой аппарат. В нашем случае – поляки.
– И все-таки Ту-154 огромный, наверняка много мест, где взрывчатку можно пристроить…
– На самом деле не так уж и много. Классика – багажное отделение. Вспомним «Боинг», который взорвался над Синаем в октябре 2015-го. Комиссия установила – взрывчатку заложили именно в багажное отделение. Кроме того, есть и еще одно потенциально уязвимое место – ниша для шасси. Пространство позволяет это сделать. Туда можно сделать закладку непосредственно перед взлетом, или во время промежуточной посадки, когда идет дозаправка, и багажное отделение закрыто. А больше некуда. Правда, террорист-смертник может еще пронести бомбу на борт в ручной клади. Случись такое с бортом польского президента – это опять же был вопрос к службам безопасности президента.
– Ту-154 машина далеко не новая. Тем не менее, ее до сих пор еще кое-где эксплуатируют. Этот самолет такой надежный или просто дешевый в обслуживании?
– Ту-154 и вправду очень надежный, проверенный временем самолет. Многие системы для улучшения безопасности дублированы. Например, если даже вся электроника выходила из строя – самолет можно было посадить на одной гидравлике.
– Поэтому его выбрали в качестве борта №1 для польского президента?
– Возможно, учитывали. Впрочем, Ту-154 имеет и свои недостатки. Например, дальнемагистральные «тушки» компоновались двигателями от Ил-62. Конструкция не совсем удачная. Были случаи, когда она подводила. Ну и конечно, чувствительность к пилотированию. Ведь это не современный самолет, где очень много автоматики, без хороших навыков пилотирования за штурвалы Ту-154 садиться не следует. Ошибок он не прощает.
– Какова ваша версия катастрофы над смоленскими лесами в апреле 2010-го?
– Думаю, с официальной версией не поспоришь: ошибка пилотирования. Я убежден, что были неправильно выставлены параметры посадки. Если не вдаваться в технические подробности, то пилот неправильно рассчитал данные посадки, горизонт как бы оказался ниже реального. И со всего маху буквально воткнулся в землю. То есть это ошибка пилотирования, ничего больше. Напрасно поляки ищут следы теракта, злой умысел – повторюсь, это ошибка пилотирования.
– Тем не менее, польская комиссия продолжает озвучивать версию со взрывчаткой на борту самолета Качиньского.
– Повторюсь, версия про бомбы и заложенные взрывчатки – это измышления, граничащие с бредом. Еще и потому, что давно на руках есть данные «черных ящиков». И они однозначно говорят: самолет разрушился от удара о землю, он как бы вошел носом в землю. Если бы был бы взрыв в какой-то части фюзеляжа, например, в мотогондоле, или в багажном отделении – самолет бы начал разламываться на части и просто бы развалился в воздухе. После расшифровки бортовых самописцев полетной информации экспертиза однозначно установила – двигатели работали до конца в штатном режиме.