Армия Афганистана несет тяжелые потери в боях с боевиками. По предварительным оценкам, военные потеряли тысячи единиц военной техники, в том числе самолеты и вертолеты. Только за последнюю неделю радикалам удалось сбить три вертолета UH-60 Black Hawk афганских ВВС.
В то же время авиация остается единственной надеждой афганской армии в попытках остановить наступление талибов. Против террористов активно применяются легкие штурмовики Super Tucano, которые уничтожают колонны талибов на марше. Военно-транспортные вертолеты высаживают в тылу боевиков подразделения спецназа, которые организуют засады и внезапные нападения на базы противника.
Афганские войска пользуются тем, что у противника пока нет достаточного количества средств ПВО. Они задействуют авиацию в тех районах, где ситуация становится критической. ВВС уже помогли отбить атаки талибов в районе городов Кундуз и Калайи-Нау. Каждый раз террористы были вынуждены отступить под ударами с воздуха.
Однако потери афганских ВВС так высоки, что скоро армии будет нечего противопоставить террористам. В связи с этим командование армии США приняло решение выделить афганским властям дополнительную партию военной техники. 7 вертолетов были доставлены в Кабул на прошлой неделе. В их числе – вертолеты Ми-8/171 российского производства.
С начала 2000-х годов Пентагон закупил несколько партий российской авиационной техники, для использования в Ираке и Афганистане – всего около 100 вертолетов. На них была установлена западные электроника и вооружение. Техника использовалась как местными вооруженными силами, так и непосредственно американским спецназом. Армия США выбрала Ми-8 за их неприхотливость, а также ряд других технических характеристик, которые позволяют использовать их в сложных климатических условиях, а также в горах.
Партия вертолетов, полученная ВВС Афганистана, была выделена из резерва армии США. Как отмечают СМИ, в последние годы Вашингтон столкнулся с трудностями при эксплуатации вертолетов Ми-8. Из-за напряженных отношений с Россией американские военные остались без комплектующих и запчастей для поддержания боеготовности вертолетной техники российского производства. В связи с этим через Агентство поддержки и закупок НАТО (NSPA) был заказан ремонт вертолетов на украинском предприятии «Мотор Сич».
При этом, по информации СМИ, украинская военная промышленность не в состоянии удовлетворить потребности заказчика.
Для транспортировки вертолетов в Кабул были зафрахтованы тяжелые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». Это могут быть как украинские самолеты компании «Антонов», так и российской Волга-Днепр». Если самолеты – российские, то США в очередной раз показали неспособность самостоятельно решать многие проблемы международной безопасности, декларируя необходимость порвать все связи с Россией.