Талибы, продолжающие борьбу за Афганистан, казнили более 900 людей, в частности, в Кандагаре, сообщает издание Daily Mail, а также многие другие источники. Об этом же сообщает и местная полиция, по данным которой в число жертв попали, собственно говоря, полицейские, государственные служащие и даже один актер.
Талибы (деятельность «Талибана», напомним, запрещена в России) поклялись в том, что они будут — как бы это ни прозвучало странно — сдержанными при захвате страны Но свидетельства очевидцев говорят об обратном: размер «репрессий» со стороны боевиков многие связывают с выводом американских войск, что в значительной степени развязывает руки экстремистам. Пока, согласно сообщениям, казни произошли в течение полутора месяцев только в одной провинции, по другим афганским регионам данных нет.
Несмотря на активность «Талибана», пока что ситуация сохраняется в состоянии 50 на 50: в некоторых местах талибам удается «отбить» свои позиции, в некоторых — правительственные силы перехватывают инициативу. Но, как отмечают местные жители, всем очевидно, что конфликт далек от завершения.
— Несмотря на рост профессионализма афганских спецслужб, армии и полиции, само внезапное наступление «Талибана» застало их врасплох, — отметил в беседе с «МК» житель Кабула Абдулхакк. — Новости о массовых казнях поступают не только из Кандагара, однако доподлинных свидетельств нет. Многие говорят о расправах, но сами члены «Талибана» отрицают свою причастность, списывая все на бывших членов «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в России террористическая группировка. — «МК»).
Проблема заключается также в том, что многие афганские солдаты решили сдаться талибам, вместо того чтобы продолжать борьбу — очевидно, что сказывается как раз недостаток зарубежный поддержки.
Сами талибы не просто отрицают факт массовых казней — как уже писал «МК», это радикальное движение заявляет лишь о том, что желает стать полноправной политической силой, способной бороться за управление Афганистаном.
Это не отменяет того двойственного факта, что в России группировка признана террористической, но при этом ее представители регулярно приезжают в Москву.
Кандагар является одной из трех столиц провинций, попавших под особо жестокое наступление «Талибана». Как отмечают местные жители, с которыми удалось связаться западным СМИ, сейчас исламисты действительно держат там ситуацию под своим контролем.
Однако данные с иных мест разнятся, и до сих пор непонятно: то ли действительно талибы устроили настоящий террор, то ли они хотят получить расположение местного населения, которое и официальными-то властями не очень довольно.
Президент Афганистана Ашраф Гани надеется, что сосредоточение сил, подконтрольных правительству, в захваченных городах поможет быстро исчерпать конфликт, Но пока на это рассчитывать не стоит: из того же Кандагара массово бегут люди, опасаясь власти талибов.
Это немаловажный аспект: многие сопредельные с Афганистаном страны опасаются наплыва нелегальных беженцев. Наконец, финальный фактор, представляющий важность непосредственно для России, это постоянные контакты Москвы с «Талибаном». Активизация движения в последние недели может спровоцировать и новый виток обострения в отношениях Кремля с Западом. От планов ухода из Афганистана те же США не отказываются, но в диалоге с российским руководством вполне могут упомянуть о двойственных его отношениях в талибами.