В то же время появилась реакция Латвии на информацию об участии ее военных в конфликте на Украине, которая содержится в секретных документах, опубликованных американскими СМИ якобы из-за «утечки».
Минобороны прибалтийской республики подтвердило присутствие своих военнослужащих на территории Украины, однако заявило, что они направлены туда для выполнения «определенных вспомогательных функций, включая охрану посольства Латвии и охрану грузов». Военное ведомство утверждает, что в боевых действиях они не участвуют. Но, как мы помним, в указанных документах содержится также информация о присутствии на Украине командования войск специального назначения и других стран НАТО.
Означают ли все эти тревожные факты, что приближается момент непосредственного столкновения РФ с НАТО? Об этом мы поговорили с политологом Юрием Баранчиком.
- Почему об угрозе Белоруссии со стороны Польши вдруг заговорили опять – после размещения там российских военных и решения о размещении тактического ядерного оружия?
- Дело в том, что договоренности с РФ в военной сфере были заключены Минском после того, как Польша начала наращивать численность своей армии в два раза, объявила о наборе добровольцев. Официальная версия – что это якобы идет набор в отряды территориальной обороны. Плюс сегодня Польша официально объявила о планах стать второй по численности и огневой мощи армией в НАТО после США. Сейчас эту роль выполняет Турция.
Это вызывает серьезные опасения. Например, у Британии сегодня всего около 250 танков. А Польша собирается дополнительно к тому, что у нее сейчас имеется, закупить 1250 танков. Это огромная огневая мощь. То же самое касается и самолетов, и систем ПВО. Все это говорит о том, что США больше не рассчитывают на Германию и Францию как своих главных союзников. Конечно, эти планы Польши не вызывают никакого энтузиазма в странах старой Европы. И можно вспомнить, чем заканчивались для Польши попытки реализовать свои амбиции в прошлом: она уничтожалась и ее территорию делили между собой другие государства. Людям видимо нравится наступать на старые грабли.
- Но реальная угроза для Белоруссии есть?
- Есть угроза двойного удара по территории Белоруссии – со стороны Польши и Украины. Территория республики достаточно компактная, и два города – Брест и Гродно – фактически находятся на ее западной границе. В случае неожиданного наступления Белоруссия может потерять два западных областных центра. Это серьезная угроза.
- Что можете сказать по поводу заявления Минобороны Латвии?
- Эти оправдания военного ведомства Латвии не совсем отражают реальность. На самом деле страны НАТО заинтересованы в том, чтобы их спецподразделения прошли боевую практику на Украине. Те военные из стран НАТО, которых там убивают, якобы являются отставниками. На самом деле все понимают, что они там просто находятся в командировке. Я думаю, что латвийские военнослужащие выполняют там аналогичные цели и задачи, то есть стараются приобрести современный опыт боевых действий – в полевых условиях, в условиях города и т.д.
- Решится ли Польша на вторжение? Ведь это будет означать столкновение с РФ.
- Все зависит от того, как будет развиваться украинское контрнаступление. Я не исключаю, что войска НАТО могут зайти на территорию Украины из Болгарии, Румынии и Польши. В Польше уже находится около 10 тысяч солдат США. Если наступление Украины будет успешным, то не исключено, что польские войска постараются зайти на территорию Белоруссии. Если они получат быстрый и жесткий ответ, то войска НАТО не будут предпринимать никаких действий.
- Но ведь такой сценарий уже означает непосредственное столкновение РФ с НАТО?
- Еще нет. Дело в том, что в НАТО есть процедура принятия решений, и если некоторые страны НАТО предпримут самостоятельные действия, то это будет просто конфликт между РФ и Польшей, Польшей и Белоруссией, РФ и Румынией. Думаю, на прямой конфликт они пока не решатся, и столкновения РФ с блоком НАТО пока не будет.