Хотя результаты голосования напрямую не определяют, падет ли правительство меньшинства Исибы, они усиливают давление на лидера, который также потерял контроль над более влиятельной нижней палатой в октябре и который никогда не пользовался популярностью в своей собственной партии, констатирует The Guardian.
Его Либерально-демократической партии (ЛДП) и партнеру по коалиции Комейто требовалось 50 мест, чтобы получить 248 мест в верхней палате парламента на выборах, на которых можно было получить половину мест, но по состоянию на утро понедельника удалось получить только 47, и одно место оставалось для объявления.
В интервью телеканалу NHK через два часа после закрытия избирательных участков 68-летний Исиба сказал, что он “торжественно” принял “суровый результат”.
На вопрос, намерен ли он остаться на посту премьер-министра и лидера партии, Исиба ответил: “Это верно. Это сложная ситуация, и мы должны отнестись к ней очень смиренно и серьезно”.
Но результат также ослабляет позиции Исибы всего за несколько дней до того, как стране необходимо будет заключить сделку с администрацией Трампа, чтобы предотвратить введение жестких тарифов на своем крупнейшем экспортном рынке.
Позже Исиба сказал в интервью телеканалу TV Tokyo: “Мы ведем чрезвычайно важные переговоры о тарифах с Соединенными Штатами... Мы ни в коем случае не должны срывать эти переговоры. Вполне естественно, что мы полностью отдаем себя и энергию реализации наших национальных интересов”.
Япония, четвертая по величине экономика в мире, до 1 августа должна заключить торговое соглашение с США, отмечает The Guardian. Японский импорт уже облагается 10–процентными пошлинами, в то время как автомобильная промышленность, на долю которой приходится 8% рабочих мест, страдает от 25-процентного сбора. Слабые данные по экспорту на прошлой неделе, которые показали резкое сокращение поставок автомобилей в США, усилили опасения, что Страна восходящего солнца может погрузиться в техническую рецессию.
Если Исиба уйдет, было неясно, кто может занять пост 11-го премьер-министра от ЛДП с 2000 года, поскольку правительство нуждается в поддержке оппозиции в обеих палатах.
“Исиба может быть заменен кем-то другим, но пока неясно, кто станет преемником”, - сказал Agence France-Presse профессор политики и социологии Университета Цукубы Хидехиро Ямамото.
Главная оппозиционная левоцентристская Конституционно-демократическая партия в настоящее время имеет в общей сложности 37 мест, а правоцентристская Демократическая партия за народ - 22.
Ультраправая партия "Сансейто" получила 14 мест вместо одного, что обеспечило ей значительное присутствие в верхней палате. Появившаяся на YouTube в 2020 году, эта партия стала сюрпризом к выборам благодаря кампании “Японцы прежде всего” и предупреждениям о “молчаливом вторжении” иностранцев.
Явка составила 58%, что на шесть пунктов выше, чем на последнем голосовании в верхней палате, при этом рекордное число людей проголосовало заранее, отчасти из-за того, что выборы пришлись на середину трехдневных выходных. Партия «Сансейто” привлекает значительную часть разочарованного населения, которое чувствует, что основные партии его игнорируют, и редко принимает участие в голосовании.
Экзит-поллы показали, что оппозиционные партии, выступающие за снижение налогов и расходов на социальное обеспечение, нашли отклик у избирателей, поскольку растущие потребительские цены – в частности, скачок стоимости риса - вызвали недовольство реакцией правительства.
“На этих выборах ЛДП в основном играла оборонительную роль, оказавшись не на той стороне в решении ключевой проблемы избирателей, - комментирует Дэвид Болинг, директор консалтинговой фирмы Eurasia Group. – Опросы показывают, что большинство домохозяйств хотят снижения потребительского налога для борьбы с инфляцией, против чего выступает ЛДП. Оппозиционные партии ухватились за это и донесли эту идею до всех”.
ЛДП призывает к сдержанности в налогово-бюджетной сфере, учитывая нестабильность на рынке государственных облигаций, поскольку инвесторы беспокоятся о способности Японии рефинансировать крупнейший в мире долг.
Организация "Сансейто", которая впервые появилась во время пандемии Covid, распространяя теории заговора о прививках и клике мировых элит, превратила некогда маргинальную политическую риторику в мейнстрим и получила более широкую поддержку среди разочарованных избирателей. Еще неизвестно, сможет ли партия пойти по пути других ультраправых партий, с которыми ее сравнивают, таких как “Альтерантива для Германии”.
“Я учусь в аспирантуре, но рядом со мной нет японцев. Все они иностранцы, - говорит 25-летний Ю Нагаи, проголосовавший за “Сансейто”. – Когда я смотрю на то, как тратятся компенсации и деньги на иностранцев, я думаю, что к японцам относятся немного неуважительно”.
В Японии, где проживает самое старое население в мире, в прошлом году число жителей, родившихся за границей, достигло рекордного уровня - около 3,8 миллиона человек. Это по-прежнему составляет всего 3% от общей численности населения, что намного меньше, чем в США и Европе, но происходит на фоне туристического бума, который сделал иностранцев гораздо более заметными по всей стране, отмечает The Guardian.