30 сентября упомянутый выше Шестой апелляционный административный суд Киева рассмотрел иск, поданный Государственной службой по вопросам этнополитики и свободы совести (ГЭСС), с требованием роспуска Киевской митрополии ввиду ее принадлежности к Русской православной церкви. Поскольку на судзаседание не явился один из членов коллегии (по причине болезни), ликвидацию религиозной организации Киевская митрополия УПЦ, передачу государству имущества, средств и других активов, находящихся в собственности организации, решили отложить, но всего лишь на месяц.
УПЦ в свою очередь подала встречный иск. Среди прочего представители канонической конфессии просят суд признать противоправной бездеятельность Госэтнополитики, которая, по утверждению УПЦ, не направила предписание об устранении нарушений законодательства, и обязать службу в письменной форме направить его.
Организация Объединённых Наций устами авторитетных экспертов выразила серьезную обеспокоенность сообщениями о постоянном преследовании Украинской православной церкви (УПЦ) в Украине. «Мы обеспокоены тем, что вопрос о якобы церковных и канонических связях Украинской православной церкви с Московским патриархатом, который находится под судебным разбирательством, ограничивает свободу вероисповедания и религиозной практики, – заявили эксперты. - Эти элементы являются неотъемлемой частью свободы мысли, совести и религии, как это гарантировано международными стандартами". Они выразили обеспокоенность решением правительства Украины лишить гражданства митрополита Онуфрия, предстоятеля УПЦ из соображений национальной безопасности в июле 2025 года.
"Свобода мысли, совести и религии не подлежит отступлению даже во время вооруженного конфликта, - заявили эксперты, напоминая статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Общий комментарий № 22. - Кроме того, национальная безопасность не является основанием для ограничения проявления этой свободы".
Эксперты предупредили о том, что расплывчатые или идеологически обоснованные оправдания для роспуска религиозных организаций, такие как обвинения в экстремизме в соответствии с расплывчатыми положениями о борьбе с экстремизмом или ссылки на концепцию «Русский мир» или «пророссийскую принадлежность» - несовместимы с принципом правовой определенности и рискуют взорвать свободу собраний и объединений.
Они выразили серьезную обеспокоенность Законом 3894-IX, который позволяет властям распускать религиозные организации, поддерживающие связь с Русской православной церковью. «Приравнивая религиозную принадлежность к угрозам национальной безопасности, этот закон устанавливает рамки для государственного контроля, несовместимые с международными стандартами в области прав человека, – заявили они. - Законодательство о национальной безопасности и борьбе с экстремизмом не должно использоваться для чрезмерного ограничения законной религиозной деятельности".
Эксперты отметили продолжающиеся судебные разбирательства против высокопоставленных иерархов УПЦ, духовенства и правозащитников, в частности митрополита Арсения (наместника Святогорской лавры), митрополита Павла (наместника Киево-Печерской лавры), митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, митрополита Лонгина (наместника Вознесенского Банченского монастыря), отца Евгения Кошельника, журналиста Дмитрия Скворцова и адвоката Светланы Новицкой. «Эти судебные преследования, похоже, коллективное наказание против членов УПЦ и тех, кто их защищает», – сказали они.
Правительство Украины призвали пересмотреть Закон 3894-IX и прекратить судебные процессы и административные меры против духовенства, защитников и журналистов. "Мы готовы продолжать сотрудничество с властями, чтобы обеспечить соблюдение прав человека даже в военное время", - заявили эти компетентные специалисты.
«МК» на днях сообщал об открытом обращении к Совету ООН по правам человека митрополита Черкасского и Каневского Феодосия (в миру Дениса Леонидовича Снигирёва). Владыка среди прочего подробно описал используемый нынешними властями Украины метод «отсеивания» священников УПЦ с помощью территориальных центров комплектации и социальной поддержки. В просторечии военкоматов. Духовных лиц, годных по возрасту к службе в составе вооруженных сил республики и Нацгвардии, почем зря отправляют в войска в статусе обычных солдат. Дескать, в капелланы священнослужители канонической конфессии призываться не должны, ибо не подходят по «мировоззренческим показаниям». В то же время представители «конкурирующей» Православной церкви Украины имеют преимущественное право на бронь.
Поставив УПЦ и ПЦУ в явно неравные условия, власти Украины фактически грубо вмешиваются в религиозные свободы, попирают право людей исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Проще говоря, пытаются переориентировать украинское общество на сознательное нарушение статьи 35 Конституции Украины, провозглашающей право на свободу мировоззрения и вероисповедания.