Учёные провели ряд экспериментов с участием 26 добровольцев. Им было предложено называть ассоциации к тем или иным словам во время того, как на мониторе перед ними появлялись автоматически созданные с помощью компьютерной программы лица людей. В некоторых эти лица «смотрели» в сторону, а в некоторых — непосредственно на участника исследования.
Как отмечают специалисты, необходимость смотреть кому-то в глаза не мешала добровольцам, если им придумать ассоциацию к слову было изначально несложно. К примеру, люди, которых просили придумать глагол, ассоциирующийся со словом «нож», довольно быстро давали ответ — к примеру, «резать». Однако в случае, если ассоциации были менее очевидными, или же их было так много, что одну было выбрать затруднительно, участники ощутимо быстрее определялись с ответом, если при этом им не было нужно смотреть «в глаза» изображению перед ними.
На основании полученных выводов исследователи выдвинули предположение, что зрительный контакт отвлекает человека и не позволяет направить все мысли на что-либо ещё, включая тему разговора. Это означает, что многие люди не смотрят в глаза во время диалога для того, чтобы не «перегружать» свой мозг без необходимости.
Свою научную работу учёные опубликовали в журнале Cognition. Специалисты также напоминают, что ранее влияние зрительного контакта на разум было выявлено в ходе другого исследования — тогда исследователи из Италии обнаружили, что некоторые люди, которых просили в течение десяти минут смотреть кому-то в глаза, спустя некоторое время после начала такого «сеанса» начинали видеть галлюцинации.