МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Откуда на таежных избах загадочные лица?

Уникальная деревня в уссурийской тайге построена руками приезжего плотника

Эти удивительные постройки спрятаны глубоко в приморской тайге. Мастер возводил свои авторские, так не похожие на традиционные русские избы дома, из того, что было под руками. Крутые фигурные склоны крыш, женский портрет из филенки на фронтоне, веранда между двумя избами... Зачем в деревенском доме, где больше всего боятся протечек с крыши и холодов, эти изыски?

Фото: Александр Алтунян

А на крыше — фигурка человека

В таежное село Красный Яр Приморского края в 750 км от Владивостока я попал в составе экспедиции, готовящей репортаж о вырубке лесов на Дальнем Востоке. Село это интересно по многим причинам, о которых любопытствующие могут узнать из интернета. Я же хочу рассказать о поразительном художественном явлении, о котором в интернете ничего нет.

Еще когда мы въезжали в село, я обратил внимание на мелькнувшую вдалеке узкую высокую крутую крышу. Разместившись по квартирам и пообедав, мы разошлись по селу. Основная бригада тут же начала съемки, а я пошел «посмотреть» новое место. Всегда, в любой деревне есть что-то интересное и любопытное. Идя по улице, я обратил внимание на два необычных дома с интересно поставленными верандами, скромно, но со вкусом украшенные фронтоны крыш – архитектурные изыски, странные в таежном селе. Фото: Александр Алтунян

Дошел по улице до околицы, за которой были ворота лесопилки. На территорию ее меня не пустили: строго по разрешению начальства. И я пошел дальше по краю села. Вышел на параллельную улицу и увидел чудо.

Маленькая изба, высокая крыша необычной формы с заломом, а на фронтоне крыши – тщательно выполненная фигура человека, упирающегося и как бы удерживающего руками ее скат. Из-под свода крыши бьют лучи солнца – весь рисунок сделан из окрашенных реек. Откуда здесь эти детали в стиле модерн столетней давности?

В тридцати-сорока метрах стоит еще одно чудо – дом с верандой. Веранда перпендикулярно поставлена к длинной стороне избы. В середине веранды, поперек ее, подымается та самая узкая с крутыми склонами крыша, которую я увидел, въезжая в село. Только я видел эту крышу с заднего торца, а сейчас я смотрел на ее фасад. Крыша, поднимающаяся над верандой, – классическое архитектурное излишество. Опять вопрос: зачем в деревенской избе, где больше всего боятся протечек с крыши, эти изыски? А во всю площадь фронтона стоящей над верандой крыши вписано женское лицо. Удивительно тонко прочерченные черты чуть скуластого лица, замечательно сделанные глаза, тонко прорисованный рот – обобщенный портрет женщины-удэгейки. Фото: Александр Алтунян

Когда я показывал фотографии дома своим друзьям, то вытянутая вверх крыша, женский портрет у кого-то вызывали смутное ощущение церковной традиции. Кто-то видел в этом перепевы народной символики.

Рядом с крышей над верандой возвышается крыша над собственно избой, на фронтоне ложный балкончик по всей ширине фасада, за балкончиком уже знакомая фигура, поддерживающая скат, сверху бьют лучи солнца, и вся площадь фронтонов двух крыш покрыта замечательным по тонкости «рисунком» из реек, овалов, и других фигур.

Я довольно долго стоял обалдевший от этой красоты. Хотел снять – разрядилась камера. Попытался постучаться в дом, решил, что, как обычно в русских деревнях, это хозяин-умелец поставил себе такую удивительную избу. Но изба была заперта, никто не отзывался. Дело было уже вечером, быстро становилось темно. Я отложил поиски до утра и вернулся в дом к нашей хозяйке. За разговором спросил ее про избу. И она рассказала про их удивительного строителя. Фото: Александр Алтунян

Ученику подарил целую усадьбу

Звали его Юрий Петрович Марцинюк. Мужчина был крупный, головастый, бородатый. Его так и звали: Борода. Он приехал в село с бригадой плотников в самом начале девяностых годов. И остался. Вот он и поставил эту избу, и еще довольно много других. Отношение к нему было хорошим, но не потому, что избы его были удивительными, а потому, что человек был хороший. «Зла от него никому не было», работал почти бесплатно, за еду, денег у людей было мало. Строил из того, что было под руками, ведь и с материалом были проблемы. Когда платили деньгами,  он их не пропивал (хотя пил, говорят, много), а раздавал, делал подарки. В частности, своим ученикам. Кому-то из учеников он в подарок на свадьбу поставил избу, да не простую, а целую усадьбу. Учеников-подмастерьев он набирал из местных ребят, болтавшихся по селу. Благодаря учителю они приобрели профессию и стали причастными радости творчества.

Утром я отправился осматривать другие постройки Юрия Петровича.

Сначала я посмотрел два его дома на окраине села. И снова открытие. Это не просто дома, это целые усадьбы. Каждая усадьба состоит из двух изб, соединенных верандой. Каждая изба под типичной для строителя высокой крышей с заломом. Над крышами – вырезанные фигуры, обращенные друг к другу. В одном случае друг на друга смотрят лосиные головы, на другой постройке – лебеди. Из-под свода крыш бьет солнце, еще один типичный для строителя прием. Фото: Александр Алтунян

А сверху и поперек веранды, поставлена такая же, как на вчерашней избе, высокая крутая крыша, по высоте чуть ниже, чем коньки крыш обеих изб. И во весь фронтон опять вписано женское лицо. Две усадьбы со сдвоенными избами стоят рядом. Одна – голубая, другая – темно-коричневая. Лицо на одном усадьбе повеселее, в другой чуть более строгое. Постройки по замыслу однотипные, но у каждой свое лицо, архитектурное и художественное.

В принципе, нет ничего более традиционного, чем русская изба, четырехстенный сруб или пятистенок. Художественное начало выражается, главным образом, в резьбе, резных наличниках, причелинах, полотенцах.

Юрий Марцинюк где-то использовал краску, где-то филенку, где-то прорезал доски. Вот, например, казалось бы, обычная изба, без архитектурных «излишеств». Просто по фасаду крыши проведены две плавные линии – и получается чудо: кажется, что это голова птицы. Плюс еще строитель «поиграл» с оконными переплетами.

Фото: Александр Алтунян

В деталях его построек чувствуется привкус западно-украинской традиции, но именно в деталях, а в целом – они очевидно уникальны. И главное в них, как кажется, это сочетание художественного и архитектурного талантов. Он удивительный художник-монументалист.

Аналогов, сколько ни искал, я не нашел. Может быть, помогут архитекторы?

Фасад больницы он тоже украсил женским лицом, печальным. Сначала по лицу катилась слеза, но его попросили слезу закрасить, что, наверное, правильно.

Умер он в 1997 году, 60-ти лет. Похоронили его на местном кладбище. На могиле – крест, на кресте – маленькая алюминиевая пластинка, с выбитыми (именно так!) именем и датами жизни. Обычная сельская могила, крест, правда, не совсем обычной формы (ученики вслед за мастером играют с привычными формами), обычная табличка. Все необычное осталось людям.

На подъезде к селу Красный Яр вместо дорожного знака с названием стоят два резных столба и держат большую резную доску с именем села. А когда выезжаешь из села, то на обороте доски видишь: «Bon voyage! Доброго пути!».

Вот так стоит в уссурийской тайге большое село, со своим музеем, своим уникальным «архитектором», село охотников и рыболовов, людей, живущих тайгой и рекой. Стоит село и будет стоять и жить дальше.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах