МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Русская пассажирка описала полет с зараженным коронавирусом

Рассказы из зоны риска

Коронавирус медленно, но верно захватывает планету. Если в одной стране количество зараженных убывает. В других — прибывает. Разносят заразу по миру путешественники. Одним из самых опасных мест называют аэропорты, вокзалы, самолеты, поезда.

Мы узнали, почему на бортах лайнеров оказываются инфицированные пассажиры, сколько доплачивают сотрудникам карантинных зон в аэропортах России и как работают бортпроводники в экстремальных условиях.

Евгения Секацкая.

Анна Еременко — одна из тех отчаянных россиянок, которая на днях вернулась в Китай. Девушка живет в пригороде Пекина. В Китай возвращалась с легким сердцем. Пока вирус захватывает Европу, Китай торжествует маленькую победу над болезнью.

Анна не строила иллюзий по поводу карантина в Поднебесной. Осознавала, что две недели ей придется провести дома. На карантин сажают всех иностранцев в Китае, прилетевших из других стран. Но вряд ли она могла предположить, что на борту ее самолета окажется человек с симптомами опасного заболевания. Собеседница думала, что всех пассажиров тщательно осматривают перед тем, как допустить к полету. На деле оказалось, что народ тщательно проверяют только по прилету. Выходит, от заразы в самолете не застрахован никто.

Итак, 29 февраля, рейс SU204 — Москва-Пекин. Именно этим рейсом летела Анна из Москвы в Китай. На одном борту с ней оказался пассажир из Ирана с подозрением на коронавирус. О том, что происходило в полете и после — собеседница поделилась с «МК».

- Вылетали мы из «Шереметьево», терминала F, откуда отправлялись только рейсы в Китай. Других направлений я не заметила, - начала разговор Анна. - В аэропорту большинство людей ходили масках, но температуру перед вылетом нам никто не измерял. Сотрудников с тепловизорами тоже не видела. Так что вычислить больного пассажира никто не мог.

- А в Пекине перед вылетом была другая ситуация?

- Мы с мужем улетели из Пекина в Россию в самом начале эпидемии. Уже тогда пекинском аэропорту при посадке у каждого пассажира измерили температуру. Тогда при нас у молодого человека обнаружили повышенную температуру. Его не пустили на рейс. Мужчину увезли в госпиталь на обследование и тем самым обезопасили остальных пассажиров. При нашем отлете ничего подобного не происходило. Как выяснилось, зря.

- Когда вы узнали, что с вами летел зараженный пассажир?

- Догадались о том, что есть подозреваемый на коронавирус, когда приземлились в Пекине. После приземления нас 5 часов держали в самолете, никого не выпускали. Но полную информацию о том, что с нами летел человек, гостивший в Иране, узнали только через три дня.

- Этот человек сидел далеко от вас?

- Мы находились в самом начале салона эконом-класс, его место было во второй части самолета.

- Давайте поговорим про нюансы полета. Кашляющие пассажиры вызывают подозрение?

- Конечно. Например, когда слева от нас кашлянул китаец, народ оглянулся. Честно говоря, у меня все замерло внутри, было страшно.

- Пассажиры обсуждали тему коронавируса?

- Громко никто не обсуждал. Но на рейсе оказалось мало иностранцев, в основном, из Москвы летели граждане Китая. О чем они разговаривали, не знаю.

- Много китайцев летели из Москвы?

- Очень много. Самолет был забит под завязку. Мне казалось, что вокруг сидели одни китайцы. Все летели в масках. Но никто не контролировал, в маске ты или нет. Хочешь лети в маске, хочешь — без. Бортпроводники на такие вещи не обращают внимания, хотя сами не снимали маски и перчатки.

Аэропорт Шанхая.

- В сети много фотографий, где китайцы в самолетах надевают на себя дождевики, заматываются пленкой...

- Китайцев с пакетами на голове я не видели. Но перелет был ночной, поэтому разглядывать окружающих желания не возникло. Мы проспали почти весь полет.

- Бортпроводники волновались на протяжении полета?

- Волнения на их лицах я не заметила. Лишь по прилету, когда началась суматоха с пассажиром из Ирана, чувствовалась нервозность. Еще они явно были в напряжении, когда пытались угомонить китайцев, которые упорно не хотели занимать свои места после объявления, что придется подождать выхода.

- Вам не страшно было возвращаться в Китай?

- В Пекин необходимо было вернуться по рабочим моментам. Потом мы планировали поехать в другой город, где уже неделю не фиксировали ни одного случая заражения. И заболевших там почти не осталось.

«Первых вывели тех, кто сидел рядом с зараженным»

- На борту людям измеряли температуру?

- Для нас осталось загадкой, как удалось вычислить человека с симптомами заболевания, потому что на борту температуру никому не измеряли ни во время полета, ни при приземлении. Может, конечно, стюардессы проходили с тепловизорами пока мы спали? Но вряд ли.

Предполагаю, что сотрудники пекинского аэропорта решили сами уделить внимание пассажиру, вернувшемуся из Ирана.

Мы приземлились в 9 утра. Объявили готовиться к выходу. Все взяли вещи, надели куртки, выстроились в шеренгу. Стояли так минут двадцать, пока не услышали голос бортпроводника: «Займите свои места, к выходу пригласим».

Следующий час сидели в полной тишине. Никто ничего не говорил. Позже снова услышали объявление по громкой связи: «Наш самолет проходит санитарный контроль, просьба оставаться на своих местах, к выходу пригласим по возможности».

Потом в салон зашли китайские медработники в защитных костюмах. Они передвигались по салону, обследовали с приборами определенные места, в основном те, которые находились в задней части самолета. Там же они разговаривали с некоторыми китайцами, которых потом вывели из салона. Скорее всего, первыми из самолета вывели тех, кто сидел в непосредственной близости с инфицированным.

Медработники разговаривали очень тихо, почти шепотом, наверное, чтобы не сеять панику. Но у людей уже появились догадки, что с нами на борту летел пассажир с температурой.

Бортпроводники ничего не объясняли, только периодически просили всех занять свои места, так как китайцы постоянно вскакивали, пытались что-то выяснить.

Через два часа сидения, мы услышали новое объявление: «Пожалуйста, оставайтесь на местах, как только появится информация, мы сообщим». Это оказалось последнее обращение к пассажирам. Спустя еще три часа нас пригласили к выходу. Сначала выпустили всех китайцев. Потом уже иностранцев. Граждан Китая посадили в один большой автобус. Остальных разместили в трех маленьких, где помещалось по 15-20 человек.

В нашем автобусе оказалось несколько человек из России, семья с детьми из Германии, граждане Украины, и еще какие-то иностранцы. Сначала мы ехали за автобусом с китайцами, потом водитель резко развернулся и направил автобус в другую сторону. Так что с китайцами с нашего рейса мы больше не пересекались.

Анна Еременко.

- В аэропорту Пекина вам измерили температуру?

- Первый раз нам проверили температуру китайские медработники в защитных костюмах, когда вышли из самолета. Но это уже был наш путь в карантин.

«Согласны сидеть на карантине по собственной воле»

- Куда вас повезли из аэропорта?

- После прохождения паспортного контроля, нас погрузили в автобус и повезли в гостиницу. Предупредили, что в ней мы проведем 14 дней. Из номеров выходить запретили.

- Гостиница приличная?

- Нам повезло, мы попали в хорошую гостиницу, 4 или 5 звезд. А вот мою знакомую, которая летела другим рейсом и оказалась в такой же ситуации, поселили в жуткие условия, на окраине города. В ее номере из крана текла ржавая вода и условия проживания оставляли желать лучшего.

Наш отель находится в центре города, в 10 минутах ходьбы от Олимпийского парка, до главной площади рукой подать. В номере есть душ, банные принадлежности, зубные щетки, халаты, тапочки, интернет, телевизор, воду приносят ежедневно — все отлично.

- Перед заселением заполняли какие-нибудь анкеты?

- Нет, никакие заявления толком не подписывали. Только получили ключи от номера. Вот тогда к нам подошел русскоязычный китаец, сказал, что у одного пассажира есть подозрения на коронавирус, поэтому мы должны отсидеть карантин. Причем, он вежливо с нами разговаривал, постоянно извинялся за причиненные неудобства, просил не волноваться. Объяснил, что проживание и питание за счет государства.

- Вас поселили в одноместные номера?

- Должны были селить всех по одному. Не разделяли только семьи с детьми. С нами прилетела семья из Германии — муж, жена и двое детей. Их разбили: жена с одним ребенком осталась в одном номер, муж со вторым малышом — в другом. Я тоже не хотела отпускать мужа. На ресепшене устроила небольшую истерику со слезами. Китайцы сжалились надо мной и поселили нас вместе. Правда, попросили заполнить заявление, что мы согласны жить в одной комнате по собственной воле.

- Это специальная гостиница, выделенная под карантин?

- Скорее всего. Не думаю, что здесь сейчас останавливаются обычные путешественники, потому что в отеле мы заметили много медработников.

- На время карантина какие есть запреты?

- Запрет один — нельзя покидать номер. Хотя за этим никто не следит. Но мы не рискуем нарушать режим. Но знаю, что в этом же отеле живет мужчина с Украины на 3 этаже. Он спокойно ходил в гости к знакомым на 6 этаж. Мне кажется, за нами строго не следят. Люди должны сами понимать всю ответственность.

- Камер наблюдения в отеле нет?

- На третий день муж вышел к лифту за чемоданами. Сказал, что камеры висят. Но не известно, работают они или нет.

- Багаж дезинфицировали?

- Обработали только снаружи. Внутри все в целости и сохранности, ни к чему не притронулись.

- К вам приходят врачи, уборщицы?

- Нет, убираемся мы сами. Мусорное ведро выставляем за дверь, потом его забирают. Температуру тоже сами измеряем 2 раза в день. Никто не контролирует. Китайцы — дисциплинированный народ, поэтому здесь никому не придет в голову, что люди могут нарушить карантинный режим.

- Как же вашу комнату дезинфицируют?

- Нам принесли инструкцию с общими правилами, где написано, что дезинфицирующие вещества продувают сквозь вентиляцию.

- Почему вас не отправили в больницу?

- Потому что у нас нет признаков болезни. Если мы сами обнаружим температуру или симптомы, то сообщим на ресепшн, и нас отвезут в госпиталь.

- Значит, анализы на коронавирус у вас тоже не брали?

- Анализы на коронавирус не взяли и, думаю, не возьмут.

- Кормят хорошо?

- Три раза в день. В основном, меню китайское, но разнообразное: овощи, мясо, рыба, на завтрак омлет или яичница, дают сосиски, макароны, рис, обязательно фрукты, из десерта — круассаны или булочки. Все не острое. За несколько дней, что мы здесь, только один раз принесли острое мясо с безвкусным рисом, которым можно заесть остроту.

- Можете еду заказать в номер?

- Еду не разрешили заказывать. Но если что-то понадобится, мы можем обратиться по телефону к администратору отеля. Правда, не всегда удачно. Просили халат принести, но наши просьбы не выполнили. Извинились, что у них не хватает персонала, а звонков поступает много. Все вежливо и терпеливо объясняют. Как я поняла, люди названивают постоянно: принесите то, подайте это.

- Иностранцев, которые прилетают в Китай, всех помещают на карантин?

- Всех, кто прилетает из другой страны в Китай, сажают на карантин в собственной квартире. Если человек живет в современном ЖК, за ним следит охранник, который сидит на входе. Перед тем, как заехать в квартиру, требуют заполнить у него анкету, указать откуда прилетел, сколько дней отсутствовал, на каком рейсе. Затем выносится постановление, что ты не можешь покидать квартиру 14 дней. Продукты на дом заказывать можно. Но если на борту обнаружили людей с подозрением на коронавирус, пассажиров отвозят по специальным отелям.

Шереметьево перед регистрацией.

- Китайцы с вами в гостинице живут?

- Нет. Только иностранцы.

- Чем занимаетесь?

- У нас есть игровая приставка, два ноутбука, вайфай в номере. Пока не скучно.Хотя еще рано делать выводы, может, на двенадцатый день мы и начнем сходить с ума.

«Маску не ношу, не верю в эпидемию»

Евгения Секацкая на днях вернулись из России в Шанхай. Ее рассказ мало, чем отличается от воспоминаний нашей первой собеседницы. Но добавим красок в описание полета.

«Я работаю в Китае. Возвращаться было не страшно, коллеги постоянно информировали меня о ситуации в регионе. Когда стало понятно, что сильного опасения нет, я взяла билет в Шанхай.

На нашем борту находилось процентов тридцать россиян. Из шереметьевского терминала F вылетали два рейса — в Пекин и Шанхай. В Пекин летели в основном китайцы, которые везли невероятное количество вещей. Тогда как в Шанхай народу летело меньше и ситуация с багажом была скромнее.

Метро в Шанхае.

Кстати, в «Шереметьево» я заметила, что некоторые сотрудники не носили маски. Это касается работников дьюти фри и сотрудников кафешек. Еще не надевал маску мужчина, который пропускал пассажиров в самолет.

Я поинтересовалась, почему он не защищается. Его ответ: «Я не боюсь». Девушка в дьюти-фри отшутилась: «Я не верю в эпидемию».

Полет проходил спокойно. 95 процентов пассажиров сидели в масках. Без средств защиты оказались лишь несколько европейцев. Китайцы и дети не снимали маски. Дезинфицирующих средств нам не выдавали. Температуру у пассажиров не измеряли, вопросов лишних не задавали.

По прилету мы заполнили анкеты, ответили на двадцать вопросов — каким рейсом прилетели, на каком месте сидели, в каких странах гостили последние две недели, общались ли с инфицированными. Затем на паспортном контроле, пограничники внимательно изучали анкеты.

Ко мне вопросов не возникло, я посетила только Россию и Германию — эти страны не являются опасными. Зато долго допрашивали парня, который прилетел из Италии. Промурыжили мужчину, который посещал Иран. Долго ему пришлось оправдываться, что он там был 4 года назад.

На этом проверки закончились. Шанхайский аэропорт оказался пустым, как в фильме «Апокалипсис». Первый раз после приземления у меня измерили температуру только при входе в метро, которое идет из аэропорта в город. В пустом вагоне добралась до вокзала, где тоже обошлось без проверок. Хотя там врачи стояли, но осматривали тех, кто к ним сам обращался. Кафе были открыты, но людей в них не наблюдалось.

В поезде по пути домой, тоже сильного контроля не последовало. У меня лишь переписали паспортные данные и спросили, откуда я приехала.

Я боялась, вдруг меня в ЖК не пустят. Но и здесь обошлось. В квартиру пустили, но велели 14 дней не покидать дом. За мусором приходит уборщица, она же принесла мне специальные дезинфицирующие таблетки, чтобы я могла самостоятельно убираться в квартире, еду заказываю онлайн.

В городе я отсутствовала полтора месяца. У нас инфицированных изначально было немного, всего 12 человек - 7 вылечились, смертей не зафиксировали. Но, тем не менее, город на карантине. ТЦ работают до 6 вечера, в рестораны и кафе люди пока не ходят. Все гуляют во дворах близ домов. Ходят вокруг жилых комплексов или просто сидят на лавках».

«Выписали премию за работу в экстремальных условиях — 4 тысячи рублей»

Светлана работает в карантинном пункте одного из аэропортов России. В каком именно, девушка просила не называть. Она — госслужащий, интервью им раздавать на тему коронавируса запретили.

- Как люди реагирует на новые правила проверки пассажиров?

- Большинство пассажиров реагирует адекватно, с пониманием ситуации, - рассказывает собеседница. - Но есть такие, кто настроен негативно. Я часто слышу выкрики, мол, вся эпидемия надумана, показуха и прочее. На проверку мы отправляем пассажиров, которые прилетели из КНР, Кореи, Ирана и Италии и тех, кто летел транзитом, но успел побывать в этих странах в течении последних 14 дней.

Пассажиры, прибывшие из Китая без симптомов или из благополучный провинций, получают постановление о временной изоляции по месту жительства. Если у них выявляют хоть один симптом заболевания, даже без температуры, человеку автоматически выписывают постановление на госпитализацию.

Практически все прилетевшие из Китая транзитом не желают ехать в карантинную зону, хотя и соглашаются, что понимают всю ответственность. Но, видимо, не до конца. Если мы кого-то отправляем на карантин, то они умоляют отпустить их домой, так как давно не видели родственников, жалуются на срочные дела и прочее. Обещают сидеть дома и никуда не выходить 14 дней.

- Вас обеспечивают масками, перчатками?

- Да. Пограничники смотрят паспорта тоже в перчатках.

- Тепловизоры, которыми измеряют температуру на расстоянии, могут ошибаться?

- Конечно. Как любое устройство, тепловизоры имеют погрешности. Но на высокую температуру они точно среагируют.

- Вы не боитесь заразиться?

- У меня двое маленьких детей, но в данный момент я спокойна. Не снимаю маску, часто мою руки.

- Люди стали больше выпивать в полете? Ведь некоторые считают, что таким образом якобы могут обезопасить себя от вируса.

- Выпивать больше не стали - большинство россиян не верят в опасность вируса. В аэропорту я часто слышу смешки в адрес сотрудников карантинной зоны, мол устроили маски-шоу, показуху. Одна женщина на днях крикнула мне, чтобы мы сняли маски и не позорились. Недавно семейная пара из Узбекистана проходили мимо меня, когда я стояла с тепловизорам. Мужик толкнул жену: «Смотри, нас снимают, наверное по телевизору покажут». Супруга ему в ответ: «Дурак, это же аппарат, который показывает есть у тебя коронавирус или нет».

- Доплачивают за дополнительную нагрузку?

- Нам выдали премию за усиления контроля. В четыре тысячи рублей оценили наш риск.

- Какая у вас зарплата?

- 26 тысяч рублей.

«Отказаться обслуживать опасные рейсы по личным соображениям нельзя»

На днях авиакомпания, которая летает в Китай, распространила информацию о предпринимаемых мерах по выявлению и профилактике коронавирусной инфекции для сотрудников. Копию документа вывесили в соцсети. «В связи с ухудшением эпидемической обстановки в Иране, Италии, Южной Корее с 1 марта рейсы из указанных стран переводятся в Терминал F. Всех прибывших пассажиров данных рейсов будут осматривать сотрудники СКП МАШ с проведением термометрии.

С 1 марта будут проводиться отборы мазков на лабораторную диагностику COVID-19 у экипажей ВС, прибывших из Ирана, Италии и Южной Кореи. У летных и кабинных экипажей, прибывших из Китая - карантин 48 часов».

Бортпроводники делятся в сетях информацией: тех, кто летает в в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг ждет премия — 8300 рублей доплачивают за выполненный рейс в один конец.

Мы связались со стюардессой, которая летала в Китай до недавнего времени. Девушка попросила не указывать своего имени.

- Честно говорят, я пока не слышала, что стали доплачивать за рейсы в Китай. Но если информация появились, то скорее всего, так оно и есть, - рассказывает собеседница.

- Бортпроводница может отказаться летать в Китай по соображениям безопасности?

- По такой причине тяжело сняться с рейсов, должна существовать веская причина, чтобы оказаться от полета. Например, болезнь. Но тогда бортпроводнику придется садиться на больничный, потом предоставить справку. Отказ обслуживать рейсы в Китай по личным соображениям чреват последствиями, вплоть до увольнения Каждый работник авиации, устраиваясь на работу, должен понимать, куда он идёт и с какими ситуациями может столкнуться.

- Если говорить о безопасности - правда, что с самолете один и тот же воздух циркулирует по всему салону и риск заражения на борту высокий?

- Любое замкнутое пространство - опасное место при вирусе и инфекции. Но мы же профессионалы и знаем, что делать в случаях, если на борту выявили больного человека. Понимаем, как минимизировать заражение остальных пассажиров. Про вентиляцию, я впервые от вас это слышу, если честно. И да, не во всех самолётах есть индивидуальная вентиляция, только общее кондиционирование. Лишним на таких рейсах не будет максимальная дезинфекция и маски.

- Что делать с инфицированным, чтобы минимизировать заражение остальных?

- Необходимо обеспечить масками ближайших пассажиров. Инфицированному выделить отдельную туалетную комнату, за ним обяжут наблюдать одного бортпроводника, который до конца рейса должен контактировать с пассажиром. Бортпроводника нужно обязательно экипировать масками, перчатками. Все остатки еды больного человека складывать в отдельный мусорный мешок и вести постоянный контроль за пассажиром.

Кадры эпидемии коронавируса из разных стран: "Он везде!"

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах