МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Цифровые технологии необходимы учителям: опрос «МК»

Читатели считают, что без знания инновационных технологий в своей ежедневной работе учителям не обойтись

Напомним, что в Ростове-на-Дону после конкурсных испытаний очного тура «Методическая мастерская» и «Урок» жюри определило 15 лауреатов. По итогам испытаний «Классный час» и «Мастер-класс» были выбраны пять призеров. Они стали участниками финального испытания - «Пресс-конференции «Вопрос учителю года». Педагогам в режиме пресс-конференции нужно ответить на вопросы журналистов, коллег, родителей, школьников и студентов педагогических вузов.

В преддверии церемонии награждения мы опросили читателей «МК» и выяснили их мнение о ходе конкурса и о том, какими качествами и умениями должен обладать победитель.

Самое сложное испытание

Один из вопросов нашего небольшого исследования был об испытаниях, которые проходили участники во время конкурса. Первый очный тур состоял из двух конкурсных испытаний: «Методическая мастерская» и «Урок». Во время «Методической мастерской» конкурсанты представили свои эффективные методические практики организации учебного процесса и воспитания детей. Материалы могли быть представлены на интернет-ресурсе, например, в блоге преподавателя. На рассказ о своих успехах конкурсантам давалось 15 минут. Следующее испытание – «Урок». Оно проходит в форме урока по своему предмету для ростовских школьников. Конкурсанты должны были продемонстрировать свои профессиональные компетенции в области его проведения и анализа. Темы соответствовали календарно-тематическому планированию и рабочей программе. На урок отводилось 35 минут и еще 10 минут – на анализ собственного занятия и на ответы жюри. 46% опрошенных нами читателей назвали проведение классного часа самым трудным испытанием

По результатам первого очного тура были определены 15 лауреатов. Второй очный так же, как и первый, состоял из двух испытаний: «Классный час» и «Мастер-класс». «Классный час» продемонстрировал способности учителя по воспитанию детей. С помощью жеребьевки лауреаты получили одну из социально значимых тем: экологическое воспитание, духовно-нравственное развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, приобщение к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья. Почти половина (46%) респондентов – читателей «МК» - ответили, что провести интересное и полезное мероприятие для своих учеников – обычная задача для каждого педагога, а вот увлечь своим рассказом незнакомых подростков на новой для себя площадке – это вызов компетенциям учителя. Почти четверть опрошенных (24%) решили, что самым трудным испытанием стало проведение урока. А по мнению 17% опрошенных, самое непростое испытание из всех, что проходят конкурсанты, – «Мастер-класс». В этом испытании лауреаты демонстрировали свое мастерство и профессионализм в области презентации и трансляции инновационного педагогического опыта. Читатели выразили мнение, что демонстрировать свои разработки перед коллегами не просто, ведь в жюри – ректоры педагогических вузов, призеры конкурса «Учитель года России» предыдущих лет и другие серьезные эксперты.

Без современной техники никак

Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова и председатель Большого жюри Виктор Садовничий рассказал о том, что, по его мнению, современный педагог должен уметь работать с техническими средствами на уроках. С этой точкой зрения согласились и читатели «МК». Более половины из них (53%) считают, что во время урока преподаватель сегодня должен пользоваться широким спектром современных технологий, проводить на уроке экспресс-тесты с автоматической проверкой, подключать к занятию в онлайн-режиме отсутствующих по болезни учеников.

Пятая часть опрошенных (23%) ответили, что для успешной работы с детьми учителю нужно обладать лишь минимальным набором цифровых методов. В качестве примера читатели называли показ отрывков из научных фильмов, общение с учениками в чатах и работу с текстами в цифровом формате. Несмотря на то, что сейчас без технических знаний и использования их на уроках трудно представить прогрессивного преподавателя, 18% читателей склонны ценить в учителях традиционные качества. Опрошенные ответили, что главное для педагога – это владение словом. Если он может увлечь аудиторию своим предметом, рассказать тему так, что дети не только ее поймут, но и надолго запомнят, то больше ничего ему и не нужно.

Возможность дать совет министру

После прохождения двух очных туров определилась пятерка призеров конкурса. Они получили в награду Малых хрустальных пеликанов и отправились в столицу для прохождения последнего тура – «Пресс-конференция». На ней участникам предстояло ответить на каверзные вопросы журналистов. Испытание позволяет продемонстрировать способность вести диалог с общественностью и отстаивать интересы образовательного сообщества. Победитель конкурса «Учитель года России» получит Большого хрустального пеликана и станет советником министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.

«Прошлый победитель конкурса Михаил Гуров очень плотно работал с министерством. Все его предложения были нами учтены. Мы обсуждали рабочие программы, которые приняты министерством. Кроме того, он постоянно участвовал в наших мероприятиях и, как итог, избирался в Государственную думу. Мы и дальше продолжим с ним взаимодействовать. Будущий советник, мы тоже надеемся, максимально вольется в работу министерства. Будет рассказывать нам, что происходит снизу, чтобы мы могли решать проблемы на федеральном уровне», – рассказал о должности, которая ждет победителя, министр просвещения Сергей Кравцов.

Учитель на экране

Кстати, интересный факт: если бы читатели «МК» сами выбирали лучшего учителя года из персонажей кинофильмов, то первое место получила бы Татьяна Кольцова в исполнении Елены Соловей из фильма «Вам и не снилось» (38%). Обладателями Малых хрустальных пеликанов стали бы Наташа Горелова в исполнении Ирины Печерниковой из фильма «Доживем до понедельника» (26%) и Светлана Афанасьевна в исполнении Натальи Богуновой из фильма «Большая перемена» (25%).

«Конкурс «Учитель года России» идет уже более 30 лет, это событие, которого ждут все педагоги. Конкурс подтверждает, что профессия учителя является одной из самых важных, главных и значимых. Каждый участник, кто приехал сюда, уже победитель. Я хочу всех поблагодарить за ту самоотверженную работу, которую они ведут», – высказался о конкурсе глава Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах