МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Настоящий прорыв: радионуклиды против смертельного рака

Главный онколог Минздрава России: «Самую агрессивную болезнь будем лечить отечественными лекарствами»

Чем обернулся для россиян непростой 2022 «санкционный» год, особенно для онкобольных, кому лекарства нужны здесь и сейчас? И что их ждет в наступившем году? Появились ли в нашей стране новые технологии диагностики и лекарства, способные помочь раковым больным справиться с самым агрессивным и резко прогрессирующим в последние годы заболеванием? В преддверии Всемирного дня борьбы против рака на эти и другие актуальные вопросы ответил постоянный эксперт «МК» — главный внештатный специалист-онколог Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн. 

Автор: пресс-служба ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России

«Собственные стволовые клетки будут охотиться на раковые»

— Несомненно, наука не стоит на месте, в том числе и в выборе средств борьбы со злокачественными новообразованиями, — рассказал Андрей Дмитриевич. — Не случайно несколько последних Нобелевских премий были присвоены за работы в области генетических исследований, которые дали миру такие инструменты, как, например, генетические «ножницы» — способ удаления повреждённого гена. Несомненно, это имеет очень большую перспективу использования и в борьбе против главного врага нашего времени — рака.  

Практически в канун Всемирного дня борьбы против рака, так совпало, в Медицинском радиологическом научном центре им. А.Ф. Цыба (филиале ФГБУ «НМИЦ радиологии» в Обнинске), открылся уникальный для  России научно-производственный комплекс клеточных технологий, соответствующий международным стандартам GMP. Без преувеличения — это настоящий  технологический прорыв и новые возможности диагностики и лечения злокачественных новообразований.    

— В чем уникальность нового способа лечения? Поясните для непосвященных...  

— Новые тканевые и клеточные методы лечения основаны на принципе выращивания «противоядия» от злокачественных опухолей из клеток самого больного, если говорить просто. По сути — это как вакцина, которая использует антигенный материал заболевания и иммунитет человека. С помощью такого способа мы сможем, например, отказаться от очень тяжелого для больного, но эффективного и распространенного сейчас метода лечения гемобластозов (опухолей кроветворной и лимфатической ткани) — пересадки костного мозга. Теперь специалисты-онкологи в своей лечебной практике смогут двигаться по таким перспективным направлениям, как регенеративная медицина, тканевая инженерия и многим другим.

В будущем здесь планируется применять, в том числе, и CAR T-технологии. По сути, речь — о разновидности иммунотерапии рака. Это совсем новое направление в лечении онкобольных. Оно позволит перепрограммировать собственные иммунные клетки пациента за пределами его организма, чтобы создать новые клетки, способные охотиться на опухолевые и эффективно их разрушать.

Помимо хирургического, радиолучевого методов лечения и химиотерапии сегодня добавляются еще и клеточные технологии, которые позволяют замкнуть полный цикл.  

«Спасибо санкциям»: заставили Россию вернуться к созданию собственных лекарств

— Андрей Дмитриевич, выращивать «противоядие» от злокачественных опухолей все же — дело будущего. А чем еще можно спасать пациентов, особенно с метастазами?

— Сегодня очень актуальным направлением остается ядерная медицина. Еще в 80-х годах прошлого столетия мы были близки к созданию своей собственной базы по производству радиофармпрепаратов на основе  различных изотопов. Но нас уговорили, что будет лучше не самим их производить, а поставлять сырье за рубеж и получать оттуда готовые радиофармацевтические лекарства. В результате эти препараты обходились в несколько раз дороже. Сегодня ситуация заставила нас вернуться к собственному производству, «спасибо» санкциям.

Впервые выделены и государственные средства для разработки целой линейки радионуклидов, что позволит вывести на рынок три уникальных медицинских препарата на основе  рения, лютеция и актиния. Они эффективны при лечении метастатических форм рака предстательной железы, нейроэндокринных опухолей, опухолей печени и некоторых опухолей головного мозга. Как вы понимаете, лекарства, изготовленные на основе данных радионуклидов, будут значительно дешевле импортных. 

Кстати, американские коллеги подсчитали: только выведение лютеция-177 на мировой рынок может к 2030 году увеличить капитализацию отрасли до 26 млрд долларов. Идет серьезное сражение за этот рынок. И у нас есть колоссальное преимущество, ведь львиная доля  сырья  экспортируется из России.

И что касается отечественного радионуклида на основе рения-188, он тоже используется для лечения метастазов костей, заболеваний почек, печени, молочной железы и предстательной железы, других органов, считает наш эксперт. Для его синтеза ученые Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского создали уникальный компактный и мобильный вольфрамовый генератор — маленькую колбочку, которую можно будет перевозить в любой уголок страны и в течение полугода изготавливать там нужный радиофармпрепарат на основе рения-188. Конечно, при наличии необходимых разрешительных документов. И с ним тоже надо выходить на мировой рынок.

Автор: пресс-служба ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России

— Впечатляет. Андрей Дмитриевич, как известно, в 2022 году группа ученых и врачей НМИЦ радиологии  получила премию Правительства РФ в области науки и техники за разработку и применение «на потоке» метода радиоэмболизации печени (малоинвазивного лечения). Эти операции пошли на поток? И удается ли тиражировать эту методику по России? 

— Да, сегодня отделение радиохирургии делает подобные операции каждый день. Закончена работа и по регистрации в России «ядерной аптеки», что позволяет национальным исследовательским центрам заниматься синтезом новых радионуклидных препаратов. 

«Отечественной медтехники пока очень и очень не хватает»

— Всем понятно, насколько важно для постановки правильного диагноза современное оборудование. Тем более — в онкологии. И надо признать: в последние годы ситуация меняется к лучшему. Но все ли хорошо в этом «королевстве»?

Пока в некотором дефиците современный ПЭТ/КТ, сочетающий в себе позитронно-эмиссионную и компьютерную томографии. Он необходим для уточнения диагнозов в сложных случаях и для контроля за качеством назначенного лечения. Но в России, к сожалению, пока не произведено ни одного такого аппарата. Правда, их можно закупать в Китае. Коллеги из Поднебесной  в этом уже преуспели —  произвели все линейки медицинского оборудования такого класса:  ПЭТ/КТ, КТ, МРТ, аппараты УЗИ.

Пока есть проблемы и с производством ускорителей электронов для лучевой терапии, которая сегодня наряду с хирургией и химиотерапией относится к основным методам борьбы с онкозаболеваниями. В прошлом году «Росатом» зарегистрировал первый ускоритель электронов для лучевой терапии - полностью отечественная разработка. В его создании вложены усилия многих российских ученых, специалистов. Но пока это только один образец. А таких аппаратов на всю нашу страну, по мнению экспертов, надо иметь почти 500.

— Значит, начало есть. И что нужно делать, чтобы процесс и дальше пошел?

Если по радиофармпрепаратам у нас уже более-менее ясные перспективы, то что касается отечественной медтехники - пока ее очень и очень не хватает.

Конечно, это не значит, что все так плохо. Онкологическая служба России продолжает развиваться. Пандемия ковид-19 невольно дала огромный толчок появлению не только образцов новых отечественных препаратов и техники, но и телемедицинских технологий. Определенные ограничения в передвижении пациентов подтолкнули нас к активному использованию телемедицины с региональными коллегами. Тем более, что современное цифровое оборудование позволяет «видеть» на расстоянии стеклопрепараты (пробы биоматериала из опухоли) через специальные программы сканирования. В ходе коллективного анализа ситуации врачами различных специальностей удаленно уточняются или корректируются установленные диагнозы и схемы лечения.

Автор: пресс-служба ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России

— А что с референсными центрами и центрами амбулаторной онкологической помощи, спасительными для региональных пациентов? И во время пандемии ковида, да и сейчас, далеко не каждый онкопациент может добраться  не только до столичных врачей, но даже до областного центра.

— Референсные центры открыты во многих национальных медицинских исследовательских центрах. Особенно они важны в сложных случаях диагностики в области патоморфологии, лучевых методов исследований, молекулярно-генетической диагностики. И новые центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОПы) появились в  регионах.

— Есть и еще одна новость, которая порадует онкобольных: в НМИЦ радиологии недавно открыто  отделение трансплантации костного мозга. Что это даст заболевшим?

— Это поможет создать Федеральный регистр доноров костного мозга, что  позволит увеличить и число потенциальных доноров, и упростит их поиск для конкретных пациентов. 

...Кстати, заболеваемость раком и смертность от него в мире непрерывно растут: в 2020 году зарегистрировано 19,3 млн новых случая и 10 млн летальных исходов. Среди мужчин наиболее высокая заболеваемость отмечена во Франции (361 на 100 тыс. населения), а среди женщин — в Бразилии (283,4 на 100 тыс. населения). Многие исследователи объясняют это старением населения. И действительно: большинство опухолей развивается у тех, кому за 50, а каждый второй онкобольной старше 60 лет. Самыми смертельными для мужчин признаны рак легких и рак простаты. Женщины чаще умирают от рака груди, легких и рака прямой кишки. По мнению социологов, «от 80 до 90% злокачественных опухолей образуется не по генетическим причинам, а вследствие воздействия внешних факторов».

В нашей стране, по статистике, «злокачественные новообразования — вторая по популярности причина смерти». На первом месте — сердечно-сосудистые заболевания.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах