МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

“Бабушки на самокатах, сборщики урожая": с какими травмами чаще всего поступают пациенты в московские больницы

Врач рассказала о самых распространенных и самых необычных травмах москвичей

Лето в разгаре. Время купаться, загорать, гулять и — тонуть, падать с велосипедов, набивать шишки во время подвижных игр. Впрочем, у каждого времени года свои «травматические» особенности. Кто об этом может знать лучше врачей?

Фото: Алексей Меринов

Чем опасны косточки авокадо, до какого возраста гоняют на снегоходах, чем может обернуться генеральная уборка в квартире и как по травмам пациентов можно угадать сезон, рассказала «МК» врач ультразвуковой диагностики Флагманского центра ММНКЦ им. С.П. Боткина Наталья Пичугина.  

- Какие травмы чаще всего встречаются в вашей практике в последнее время?

- Как врач отделения неотложной помощи могу сказать, что для каждого времени года есть своя «сезонная» травма, которая зависит от погоды и от того, чем занимаются люди. Для зимы, особенно для гололеда, характерны падения. Что пострадает – зависит от везения и от того, как ловко упадет наш будущий пациент. Если человек подставит руки – может сломать лучевую кость. Одна из частых травм - так называемый перелом луча в типичном месте – та область, где мы обычно носим часы. 

Пожилые пациенты не успевают выставить руки: реакция уже не та. Чаще всего они падают на бок или на ягодичную область и получают перелом шейки бедренной кости. 

Бывают травмы, которые связаны с праздниками и с массовыми гуляниями. Новогодние праздники, к сожалению, связаны с ожогами и травмами от пиротехники. Нередко травмирование происходит в состоянии алкогольного опьянения. У пострадавших часто встречаются черепно-мозговые травмы, гематомы, ссадины, ушибы и переломы легкой степени тяжести. Все эти повреждения можно получить при падении с высоты собственного роста, а чуть реже - в драках. Кстати, сейчас отмечается положительная тенденция: люди стали меньше употреблять алкоголь и намного реже поступают в состоянии опьянения, нежели, скажем, десять лет назад. Я начинала работать в нашей больнице в 2009 году, тогда в приемном отделении соотношение пациентов было совсем другое. И криминальных травм, мне кажется, тоже стало меньше. Нам эта тенденция очень нравится.

- Для некоторых летних праздников характерно массовое купание в фонтанах. Есть какие-то характерные травмы для таких «гуляющих»?

- На самом деле травма от падения в фонтане ничем не отличается от обычной черепно-мозговой травмы при падении с высоты собственного роста. В фонтанах можно сильно удариться о мраморный или каменный край и получить сотрясение различной степени тяжести.  Другая категория травм – повреждения от фонтанных форсунок (это металлические «сопла», из которых бьет под напором вода). Их не видно снаружи, но при прыжке в воду можно о них пораниться. Также встречается электротравма от подводных световых элементов.

- Давайте вернемся к сезонным «маркерам» травм...

- Про весну можно сказать так: это пора, когда хочется начать новую жизнь с чистого листа. Большинство людей устраивают генеральную уборку дома, моют окна, стирают шторы, залезают на антресоли, чтобы убрать зимние вещи и достать летние... И сразу же в приемное отделение чаще поступают пациенты, упавшие с подоконника, еще хуже — если они поставили, допустим, стул на стол, и эта конструкция сломалась. И пострадавшие чаще всего — пенсионеры. Кстати, и со стремянок люди тоже падают. Убирают или чинят что-то на высоте, и стремянка складывается... Чаще всего ломают конечности, ребра, получают черепно-мозговые травмы. Тут мне хочется добавить: будьте осторожны сами и, пожалуйста, не забывайте предупреждать ваших пожилых родственников о том, как легко можно упасть.

Фото: ММНКЦ имени Боткина

В летние месяцы к нам поступают «сборщики урожая», которые снимают плоды с деревьев на своем садовом участке. Они так же, как и при падении с лестницы, ломают руки, ноги и ребра. Случаются повреждения внутренних органов: разрыв печени, селезёнки, почки. Кстати, среди общего числа упавших, если мы говорим про травмы внутренних органов, чаще всего и травмируются именно печень и селезёнка.

Хорошая погода и свежий воздух будят в людях дух созидания. Травмы циркулярной пилой или «болгаркой» – очень серьезные, тяжелые резаные или рваные раны рук, реже – ног, очень редко – других частей тела при срыве диска. Кстати, на характер травмы влияет также вид диска: для работы по металлу или по дереву. Пострадавших от «болгарки» чаще отвозят в те больницы, где есть отделение кистевой хирургии. Туда же отправятся не очень везучие любители смастерить что-то перочинным ножом. Также очень частая травма пальцев или ладони – при разделке рыбы кухонным ножом. Помимо мягких тканей – кожи и подкожного жира – страдают сосуды, нервы и сухожилия. 

Также мастера часто страдают от попадания инородного предмета в глаз – стружки, например.

- Как действовать человеку в первые минуты после ампутации, допустим, пальца болгаркой, чтобы врачи могли его пришить?

Если это произошло, для начала, по возможности, стоит успокоиться и попросить помощи. Вызываем скорую помощь, при невозможности позвонить (например, если нет связи) – срочно выдвигаемся в сторону больницы. У пациента есть лишь несколько часов для восстановления ампутированного фрагмента, чем раньше начать операцию, тем больше шансов на положительный результат. Начнем с пострадавшего: рану укрываем повязкой. Если под рукой нет бинта, подойдет чистое полотенце или футболка. При активном кровотечении накладываем жгут выше места повреждения: если пострадала кисть – то на предплечье, если пострадало предплечье – то на плечо. При длительной транспортировке не забываем указать время, когда жгут наложен (в экстренных ситуациях допускается написать время прямо на коже). Далее переходим к ампутированному фрагменту: нужно зафиксировать его в сухом чистом пакете. Этот пакет далее помещается во второй пакет с водой и туда добавляется лёд или что-то замороженное. В таком виде фрагмент передается врачу.

Пришить ампутированную конечность или палец – очень сложная задача. Врачи отдельно соединяют кости, также отдельно поэтапно сшивают нервы, сухожилия, мышцы, артерии, вены и мягкие ткани. Шовный материал очень тонкий, а хирурги оперируют в специальных увеличительных очках или под микроскопом. Пациенту предстоит долгое восстановление и реабилитация, но порой результат превосходит ожидания, и лишь небольшой шрам напоминает о том страшном дне.

Фото: ММНКЦ имени Боткина

Мне очень хочется напомнить читателям о технике безопасности. Если вы что-то пилите, мастерите и строите – не забывайте, пожалуйста, про защитные очки или экраны для лица, перчатки, каски и правила работы с острыми или потенциально опасными приборами. А залезая на лестницу или подоконник, убедитесь в безопасности процесса, а еще лучше – попросите подстраховать или помочь вам.

- А чаще дома или на улице получают травмы?

- Мне кажется, летом – на улице. Летом все хотят побольше побыть на солнышке, на свежем воздухе. Ну и, соответственно, травмы тоже в основном на природе или на дачном участке. Кстати, для лета характерны травмы, полученные при падении с лошади, как среди профессионалов, так и среди любителей.

Уже несколько лет на улицах столицы с наступлением тепла массово появляются самокатчики... А когда люди, травмированные от самокатов, стали встречаться в вашей статистике?

Наверное, года три назад. Примерно в это время в Москве распространился прокат самокатов и катание приобрело массовость. Я вижу по количеству пациентов, что с прошлого лета стало поступать очень много таких пострадавших. Как правило, поступает несколько пациентов в сутки: это люди, которые получали травмы от так называемых СИМ – средств индивидуальной мобильности. К ним относятся электроскейтборды, моноколеса, электросамокаты, электровелосипеды. Этим летом мы также будем вести статистику.

- С чем вы связывается такое большое число пострадавших?  

- С популярностью катания и тем, что только в последний год начали вводить правила. Люди, которые арендуют самокаты, чаще всего хотят просто скоротать время, добраться побыстрее из одной точки в другую или повеселиться. Обычно они не используют средства защиты - шлем, налокотники, наколенники - и не отдают себе отчет в том, что на скорости можно получить серьезные повреждения или наехать на кого-то.

- Какие повреждения характерны для падения с самоката?

- Осенью мы делали большой доклад на диагностической конференции на эту тему. На первом месте среди тех, кто обращается за медицинской помощью, – ссадины, ушибы, гематомы и не очень тяжелые переломы конечностей. Обычно механизм падения такой: самокат наезжает на какое-то препятствие, человек летит вперед, выставляя руки и коленки. На втором месте - черепно-мозговые травмы, потому что у стоящего на самокате человека центр тяжести смещен и при наезде на препятствие можно получить травму головы.  

На третьем месте - серьезные повреждения мягких тканей: это разрывы и надрывы мышц, травмы связочного аппарата. Разрыв ахиллова сухожилия, например, который очень тяжело протекает. 

Самый небольшой, но очень серьезный процент — тяжелые сочетанные травмы, разрывы внутренних органов (травмы почек, печени, селезёнки). Эти пациенты поступают в противошоковую палату в тяжёлом или критическом состоянии. У них выраженный болевой синдром, они могут быть без сознания.

СПРАВКА «МК»

Как пояснил «МК» заместитель главного врача по ургентной помощи Московского многопрофильного научно-клинического центра им. С.П. Боткина Юрий Баринов, Флагманский центр работает по новым стандартам экстренной медицинской помощи. Процесс начинается с так называемого триажа – сортировки пациентов в зависимости от их состояния. Триаж пациента, поступившего во Флагманский центр (измерение давления, пульса, оценка риска падения и так далее) проводится в первые же минуты (по стандартам – не более пяти минут!). Все поступившие пациенты распределяются по трем зонам: красной, желтой и зеленой. Красная зона – противошоковая палата (реанимация) для пациентов в тяжелом и критическом состоянии, желтая зона – для пациентов в состоянии средней степени тяжести, и зеленая зона – для пациентов, также нуждающихся в медицинской помощи, но чье состояние близко к удовлетворительному. С любым видом травм лечение осуществляется на самом высоком мировом уровне. 

Есть пациенты, которые в течение месяца приходили в себя в реанимации и потом долго лечились. Был у нас случай, когда пациент ехал на электросамокате по автомобильной эстакаде и вылетел с неё, пролетев вниз порядка 10 метров. Сейчас, насколько мне известно, он уже прошел реабилитацию и в хорошем состоянии. Он везунчик.

Другая категория травм — это пешеходы, на которых наехал самокат. Тут два варианта травмы: либо человека сбивают с ног, он падает и получает травмы головы или конечностей (как при любом падении, о чем мы говорили в самом начале), либо, - и эта травма часто встречается - наезжают платформой самоката на нижнюю часть ноги. В таком случае высокоэнергетический удар тяжелого металлического борта самоката приходится как раз на ахиллово сухожилие.  

Был такой запоминающийся случай: профессор из медицинского института шел с экзамена в костюме и белоснежной накрахмаленной рубашке, когда на него наехал самокатчик. Очень тяжелая травма была, полный разрыв ахиллова сухожилия, которое сшивали на операции. Профессор долго ходил в гипсе, потом в ортезе, а потом продолжительное время восстанавливался при помощи лечебной физкультуры. На самом деле повреждение ахиллова сухожилия (или «ахилла», как говорят травматологи) может протекать тяжелее, чем костные травмы. Пациенты говорят, что даже болит сильнее. Профессор, если вы нас сейчас читаете, мы передаем вам пожелания здоровья и поменьше таких приключений!

- У людей, сбитых мотороллерами, травмы тяжелее, чем у сбитых электросамокатами?

- В принципе, наверное, одинаково. Все зависит от того, насколько высокая мощность и скорость у транспортного средства.  

Помню, как в мое дежурство поступила почти семидесятилетняя пациентка: бабушка, которая вела внука в музыкальную школу. Внук ехал на детском самокате, они опаздывали на экзамен. И мальчик уговорил бабушку взять электросамокат и поехать на нем. В итоге женщина сильно упала с электросамоката и попала в реанимацию. Пока она там лежала, внук рисовал ей трогательные картинки. Когда она пришла в себя, то с иронией рассказывала про свою поездку. Помню и другую пациентку - ей 83 года было. Каталась на снегоходе, была сама (!) за рулем и не справилась с управлением. Кстати, у нее были не очень тяжелые травмы, мы ее через несколько дней уже выписали.  

Фото: ММНКЦ имени Боткина

- Можете вспомнить какой-нибудь самый тяжелый случай, когда врачам удалось помочь?

- Расскажу вам такую историю. Это мог бы быть тяжелый случай, но все обошлось: потому что дежурный врач-хирург вовремя (да что говорить, практически сразу же) заподозрил очень опасную ситуацию. К нам поступила молоденькая девушка. Ей только-только исполнилось восемнадцать лет.  Она утром ехала по делам, на учебу, кажется, и упала с электросамоката. А у самокатов, как все знают, впереди находится металлический руль. Он часто наносит дополнительные повреждения, когда человек налетает на него грудью, животом или областью паха. Так вот, у хрупкой девушки удар пришелся на солнечное сплетение, в верхнюю часть живота. При поступлении у нее даже синяков не было. 

Почему я делаю акцент, что она молоденькая и хрупкая – потому что у многих пациентов слой подкожно-жировой клетчатки, мышц или даже зимней одежды часто гасит удар. Согласитесь, лучше синяк на коже, чем травма внутреннего органа. Но вернемся к пациентке. Дежурный хирург сразу почувствовал, что что-то не так. И обследование подтвердило его интуицию: у девушки оказался разрыв поджелудочной железы. Это очень, очень редкое повреждение, потому что поджелудочная железа - орган, который хорошо спрятан за печенью, мышцами и мягкими тканями передней брюшной стенки. Повредить ее сложно. Но оказалось, что удар пришелся именно туда. 

У пациентки сразу начался панкреатит на фоне травматического повреждения (действительно, панкреатит бывает не только от погрешностей в диете). Это очень опасное, порой смертельное заболевание, а лечение – сложный и многоступенчатый процесс. Мы сразу же перевели нашу пациентку в реанимацию, выполнили дополнительные исследования. Ей занималась бригада врачей различных специальностей, а я в то дежурство несколько раз делала ей УЗИ – контролировала процесс вместе с хирургами. Мы все действительно очень переживали.  В итоге врачам удалось купировать приступ панкреатита. Через несколько дней девушку перевели из реанимации в обычное отделение, а еще через неделю ее выписали домой в хорошем состоянии. Она обещала быть аккуратнее.

- А есть ли еще какие-то частые травмы помимо мототравм?

- Падения с лестницы. Часто встречается, что люди получают переломы во время прогулок с крупной или сильной собакой. Пес дергает за поводок, люди падают и травмируются. Либо от натяжения поводка повреждают пальцы, кисть или предплечье.

- Встречались ли травмы, связанные с мобильными телефонами?

- Неожиданный вопрос! На моей памяти была травма, когда женщина-блогер снимала видео во время какой-то перепалки. Ее попросили прекратить, она продолжила, случился конфликт, и ее телефоном ударили по голове. Кажется, она отделалась раной на лбу и легким сотрясением мозга.

- Какие еще необычные травмы вам встречались?

- Наверное, к необычным травмам можно отнести повреждения, связанные, как ни странно, с популяризацией здорового образа жизни...

- Это какие?

- Помните, мы говорили про порезы во время чистки рыбы? Сейчас очень частая травма – сильные порезы ладони во время чистки… авокадо. У авокадо же в центре крупная косточка, и когда человек пытается ее извлечь, часто кладет половину авокадо на ладонь, орудуя при этом острым ножом… да еще чаще всего это происходит в неудобной позе, стоя над раковиной, а сам плод – скользкий и маслянистый… наверное, многие сейчас узнали себя. Очень характерная травма, когда нож соскакивает с косточки авокадо и попадает на ладонь: порез в области гипотенара. Что это такое, сейчас объясню. Посмотрите на свою ладонь. Согните (но не сжимайте) пальцы в кулак. Подушечка вашего мизинца сейчас упирается именно в нужную область.

В какой-то момент доктора заметили закономерность. Сейчас мы, увидев характерный порез, спрашиваем: «Вы что-то резали на ладони? Не авокадо, случайно?» Пациенты удивляются, недоумевая, как же мы догадались.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах