Семья Браун обнаружила бутылку марки Schweppes чуть выше ватерлинии на пляже Уортон близ Эсперанса в штате Западная Австралия 9 октября, сообщила Деб Браун во вторник.
Её муж Питер и дочь Фелисити сделали находку во время одной из регулярных семейных вылазок на квадроциклах, чтобы очистить пляж от мусора: «Мы часто убираем на наших пляжах и поэтому никогда не проходим мимо мусора. Так вот, эта маленькая бутылочка лежала там и ждала, когда её поднимут».
За прозрачным толстым стеклом оказались весёлые письма, написанные карандашом рядовыми Малкольмом Невиллом (27 лет) и Уильямом Харли (37 лет) и датированные 15 августа 1916 года.
Их десантный корабль HMAT A70 Ballarat отправился из столицы штата Южная Австралия Аделаиды на восток 12 августа того же года в долгое путешествие на другой конец света, где его солдаты должны были усилить 48-й австралийский пехотный батальон на Западном фронте в Европе.
Невилл погиб в бою год спустя. Харли был дважды ранен, но пережил войну и умер в Аделаиде в 1934 году от рака, который, по словам его семьи, был вызван тем, что немцы отравили его газом в окопах.
Невилл попросил нашедшего бутылку передать его письмо своей матери Робертине Невилл в Уилкаватт, ныне фактически город-призрак в Южной Австралии. Харли, чья мать умерла в 1916 году, был рад, что нашедший бутылку человек сохранил его послание.
Харли написал: «Пусть с нашедшим всё будет так же хорошо, как с нами в настоящее время».
Невилл трогательно и забавно написал своей матери, что он «очень хорошо проводит время, еда пока очень вкусная, за исключением одного блюда, которое мы утопили в море». Он добавил, что «корабль качало, но мы счастливы».
Харли написал, что они были «где-то в заливе», имея в виду Большой Австралийский залив. Это огромный открытый залив, который начинается к востоку от Аделаиды и простирается до Эсперанса на западном краю.
Деб Браун подозревает, что бутылка не пропала далеко. Вероятно, она провела на берегу более ста лет, погребённая в песчаных дюнах. Вероятно, её сместила обширная эрозия дюн, вызванная огромными волнами вдоль пляжа Уортон в последние месяцы.
Бумага была влажной, но надпись оставалась разборчивой. Благодаря этому Деб Браун смогла сообщить родственникам обоих солдат о находке.
Бутылка «...в идеальном состоянии. На ней нет никаких наростов ракушек. Я думаю, что если бы она побывала в море или если бы она была выставлена на всеобщее обозрение так долго, бумага бы распалась на солнце. Мы бы не смогли это прочитать», – отметила она.
Внучка Харли Энн Тернер призналась, что её семья была «абсолютно ошеломлена» находкой.
А внучатый племянник Невилла, Херби Невилл, сказал, что «невероятное» открытие сплотило его семью.