МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Можно ли построить социализм в Нью-Йорке: вызов для нового мэра мировой столицы миллиардеров

Названо пять видов социализма, которые могут быть построены в современном мире

5 ноября на выборах мэра крупнейшего города США — Нью-Йорка - победил Зохран Мамдани, который называет себя демократическим социалистом. Вступить в должность он должен 1 января. Во время избирательной кампании он обещал жителям города сделать бесплатными детские сады и общественный транспорт, а также увеличить строительство социального жилья. Деньги на эти программы он планирует получить за счет увеличения налогов на богатых. В ходе избирательной кампании президент США Дональд Трамп пообещал лишить Нью-Йорк федерального финансирования, если на выборах победит социалист. Однако 21 ноября состоялась встреча Трампа и Мамдани, в ходе которой президент сказал, что не будет сокращать финансирование Нью-Йорка.

Фото: Jimin Kim/Keystone Press Agency/Global Look Press

США всегда выступали против тех стран, которые декларировали стремление строить социализм. Можно привести примеры Кубы, Чили, Никарагуа, Венесуэлы... США традиционно вводили против таких стран экономические санкции и пытались поменять лидеров этих государств на сторонников классического капитализма. И вот впервые в истории «строить социализм» собирается крупнейший город США.

Тема перспектив капитализма и возможности смены его социализмом в последние годы стала весьма актуальной. В начале 2025 года вышла книга российского политолога Дмитрия Давыдова «Невозможность социализма. Левые идеи на службе у новых элит». Автор считает, что осуществление левой идеи, которая предполагает прекращение борьбы классов и наступление эпохи изобилия, мира и красоты, невозможно. Все утопии о посткапиталистическом обществе полностью автоматизированного, роскошного коммунизма — иллюзии.

Автор обращает внимание на противоречия в среде социалистических идеологов. Кроме тех, кто выступает за защиту бедных, есть множество «левых» проектов, ориентированных на потребности элитных прослоек общества и при этом ущемляющих нужды простых людей. «Единый левый проект невозможен, но возможны разные его версии. Их можно разбить на две группы. Первая ориентирована на удовлетворение потребностей новых посткапиталистических страт, на культурное противостояние, экологию, всю современную повестку. Вторая — на классовую борьбу, заботу о нуждах самых бедных, угнетенных. Первый вариант про следующее: давайте ограничим материальное потребление, чтобы не вредить природе, сфокусируемся на правах чернокожих, женщин и меньшинств. Мне более близка традиционная версия левой идеологии, марксистская, которая универсализирует борьбу: все равны перед классовым неравенством. И все культурные противоречия в решении данного вопроса не важны. В мире до сих пор актуальны проблемы голода, недостатка образования, медпомощи, глобального старения человечества», — отметил Дмитрий Давыдов.

В 2019 году всемирно известный американский экономист Бранко Миланович (живущий, между прочим, в Нью-Йорке) опубликовал книгу «Капитализм, и ничего больше: будущее системы, которая правит миром». В ней он обратил внимание, что под термином «капитализм» часто скрывается различное содержание. Автор выделил 5 разновидностей капитализма. Первые три существуют в реальности, а остальные могут осуществиться при желании людей.

Во-первых, классический капитализм. Работники получают доход только от труда, а капиталисты только от капитала, и любой капиталист богаче любого работника. Перераспределение средств через налоги и трансферты минимально. Межличностное неравенство велико. Преимущества богатства передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, социал-демократический капитализм. Работники получают доход только от труда, а капиталисты только от капитала, но не каждый капиталист богаче любого работника. Существует значительное перераспределение через систему налогов и трансфертов, включая бесплатное или доступное по цене общественное здравоохранение и образование. Межличностное неравенство умеренное. Относительно равный доступ к образованию обеспечивает возможность увеличения доходов для низших слоев.

В-третьих, либерально-меритократический капитализм. Большинство людей получают доход как от труда, так и от капитала. Доля дохода от капитала увеличивается с ростом уровня доходов, так что сверхбогатые получают в основном доход от капитала. Система налогов и трансфертов перераспределяет значительную часть всего дохода. Однако богатые предпочитают инвестировать в частные системы образования и здравоохранения. Межпоколенческая мобильность ниже, чем при социал-демократическом капитализме.

В-четвертых, народный капитализм. Все имеют примерно одинаковое соотношение между доходами от капитала и от труда. Доходы людей по-прежнему различаются; у некоторых больше доходов как от капитала, так и от труда. Увеличение доли капитала не приводит к усилению межличностного неравенства. Прямое перераспределение ограничено, но бесплатное здравоохранение и образование способствуют межпоколенческой мобильности по доходам.

В-пятых, эгалитарный капитализм. Все имеют примерно одинаковый уровень доходов как от капитала, так и от труда, так что значительное увеличение доли капитала не приводит к усилению неравенства. Межпоколенческое неравенство невелико. Роль государства в перераспределении ограничено социальным страхованием. Относительное равенство доходов обеспечивает равенство возможностей. Либертарианство, капитализм и социализм сближаются друг с другом.

Далее Бранко Миланович предлагает набор мер, с помощью которых можно построить народный или эгалитарный типы капитализма.

В 2015 году немецкий исследователь Аксель Хоннет опубликовал книгу «Идея социализма. Попытка актуализации». В ней он обратил внимание на раскол в обществе стран Запада. С одной стороны, в последние десятилетия невероятно возросло недовольство социально-экономическим положением, экономическими отношениями и условиями труда. С другой стороны, этому массовому возмущению недостает какого бы то ни было ясного направления, какого бы то ни было исторического чутья для видения цели излагаемой критики, так что оно, собственно говоря, остается немым и не способно вообразить себе общественное положение за пределами капитализма.

«Найти объяснение этому внезапному истощению утопических энергий не так просто, как может показаться на первый взгляд. Крах коммунистических режимов в 1989 году, на который охотно указывают наблюдатели из числа интеллектуалов, чтобы вывести из него распад всех надежд на общественное положение по ту сторону капитализма, едва ли можно приводить здесь как причину этого феномена, ибо, конечно, отнюдь не только падение Берлинской стены должно было убедить возмущенные массы, справедливо жалующиеся сегодня на растущую пропасть между общественной нищетой и частным богатством, не располагая между тем каким-либо конкретным представлением о лучшем обществе, в том, что государственный социализм советского типа распределял социальные благодеяния только ценой несвободы. К тому же тот факт, что до русской революции не существовало реальной альтернативы капитализму, отнюдь не препятствовал людям в XIX веке рисовать себе свободное от насилия сосуществование на началах солидарности и справедливости», — написал Аксель Хоннет.

При этом автора удивляет различие в подходах к техническим и социальным новинкам. Большинство людей верят в непрерывный технический прогресс. Все ожидают появление новых компьютеров, средств связи, роботов, автомобилей, самолетов и ракет. В последнее время стало модно верить в огромные перспективы искусственного интеллекта, который сможет сильно облегчить жизнь большинства людей. Медицинские технологии стремительно прогрессируют. Некоторые исследователи начали рассуждать о том, что человек сможет благодаря им быть молодым до 150 лет, а может быть, и вечно. При этом в отношении перспектив социального прогресса оптимистов гораздо меньше. Аксель Хоннет считает, что людям стоит активнее заниматься разработкой социальных проектов по улучшению жизни большинства населения.

Очевидно, что построить умеренную социал-демократическую версию социализма в рамках одного города, даже такого большого, как Нью-Йорк, невозможно. Богатые и влиятельные люди приложат максимум усилий, чтобы помешать новому мэру реализовать свои обещания. Нью-Йорк — мировой лидер по числу миллиардеров (123 человека). Что может им противопоставить 34-летний Зохран Мамдани? Во время избирательной кампании его активно поддерживали 100 тыс. волонтеров. Кроме того, за чертой бедности в Нью-Йорке живут, по разным оценкам, от 14% до 20% населения, то есть несколько миллионов человек. Если совсем не учитывать их интересы, то рано или поздно это приведет к социальному взрыву.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах