Напомним, что ещё в июле 2025 года в Уголовно-исполнительный кодекс были внесены изменения, разрешающие отбывание наказания в виде исправительных работ по основному месту труда осуждённого. Однако как это должно было реализовываться, до сих пор было неясно. Законопроектом предлагается закрепить, что осуждённый к исправработам вправе явиться в уголовно-исполнительную инспекцию и сообщить о том, где и как он трудоустроен. Предполагается, что суд, назначивший ему отбывание исправительных работ по основному месту занятости, определяет сумму из заработка, которая должна быть удержана в процессе этого наказания. В исправительной инспекции обязаны проследить, чтобы человек не увольнялся с основной работы и выплачивал установленный процент в бюджет.
Если по какой-то причине осуждённый увольняется, то он обязан найти другое место работы. Однако если ему это не удаётся, законопроектом предусмотрено, что он должен встать на учёт в службу занятости, не отказываться от предложенных работ и при необходимости переквалифицироваться.
Новые правила позволят достаточно большому количеству людей отбывать наказание, не проживая в исправительных центрах. К слову, исправительные центры сегодня есть в каждом регионе, но не всегда там хватает мест. Кроме того, существует проблема трудоустройства осуждённых, которые там проживают. А в случае, когда осуждённый сам находит себе работу, всё максимально упрощается.
Любопытно, что отбывание наказания в виде исправительных работ по основному месту труда не является чем-то новым. Такое наказание чаще всего назначали в советские годы, в том числе в период Великой Отечественной войны. При этом известны случаи, о которых писал «МК», когда осуждённые к исправительным работам продолжали трудиться в больницах, поликлиниках, на заводах и фабриках. Из их зарплаты государство забирало в среднем 15–20 %.