Есть расхожая фраза: денег много не бывает. А разве бывает много сочувствия, милосердия, просто теплого человеческого общения? Конечно же, нет. И не деньги — мерило всех вещей, а человек. В течение жизни каждый из нас накапливает свой золотой запас памяти о светлых людях, встретившихся ему на пути. Надо признать, что людей по-настоящему бескорыстных, отдающих себя окружающим без остатка, встречается не так уж и много, но они есть. Жителю Солнечногорска Владимиру Герасимовичу Климову удалось написать о таких людях целую книгу. А в надежде, что идея будет подхвачена и серия книг о замечательных людях подмосковного края продолжится, он вынес на обложку название серии — “Светлые лики Подмосковья”.
Эта книга о людях, несущих свет и исцеление другим. А кто же, как не врач, должен в особой степени обладать главной человеческой способностью — любовью к людям. Уверена, что эта книга Памяти, светлая и добрая, вдохновит любого прочитавшего ее человека на добрые поступки. На обложке — фотография красивой женщины с открытым умным взглядом. Множество медалей на элегантном костюме, изящная белая блузка оттеняет благородное лицо. Это доктор Крутских из Солнечногорска. Во времена Екатерины Великой этот город именовали Солнечной горой.
Владимир Климов вырос в семье медика. Будучи внучатым племянником врача-фтизиатра, заведующей противотуберкулезным диспансером Солнечногорской центральной районной больницы (СЦРБ) Александры Дмитриевны Крутских, после школы он часто приходил к ней на работу. Благодаря ей Владимир Герасимович был знаком практически со всеми врачами Солнечногорской ЦРБ того времени, знает и многих нынешних медиков. В декабре Солнечногорская больница отмечает 130-летие своей славной истории. Созданная в 1879 году, эта лечебница обслуживала больных Московского, Дмитровского, Звенигородского, Рузского и Клинского уездов.
Обычно Александра Дмитриевна возвращалась с работы поздно вечером, ведь в день ей приходилось принимать по 50—60 больных. Но и вечером, общаясь по телефону с коллегами и пациентами, продолжала свою работу. Наблюдая с близкого расстояния на протяжении многих лет жизнь своей бабушки, Владимир Климов не переставал удивляться ее неиссякаемой душевной щедрости. Для очень многих жителей города она была и остается близким, родным человеком, воплощающим лучшие качества врачей.
Владимир Герасимович рассказал историю создания книги. На основании своих воспоминаний, ярко отложившихся в памяти, рассказов Александры Дмитриевны и бесед с людьми он собрал сведения о медиках, определивших нынешний уровень и традиции Солнечногорского здравоохранения. Очень важную часть книги составляют выдержки из работы Риммы Яковлевны Саенко “История Солнечногорского здравоохранения”. В итоге родилась книга о целой плеяде подмосковных медиков. Медиков с большой буквы.
Это и доктор Иван Иванович Орлов — земский врач, основоположник Солнечногорской больницы. Его жизненным девизом, который исповедовали все его ученики и последователи вплоть до нынешних дней, было: “Всё для больного”. К нему обращались за лечением семьи Александра Блока и Менделеева. Он дружил с Чеховым. В кабинете Ивана Ивановича для больного стояло роскошное кресло напротив обычного стула для самого врача.
Это и медики, работавшие в середине двадцатого века. Главный врач и заведующий хирургическим отделением больницы Иван Николаевич Крупин нередко после проведенной операции на своих руках относил больного в палату. Заведующий терапевтическим отделением Леонид Евлампиевич Кременский вытаскивал с того света, казалось бы, безнадежных больных. Заведующая детским отделением Антонина Игнатьевна Цверкунова навещала больных детей в любое время, даже когда ребенок выздоравливал и с медицинской точки зрения в этом не было нужды. Но она делала это по человеческой логике, чтобы успокоить мать малыша. Георгий Иванович Десятов за несколько десятилетий работы главным акушером района дал путевку в жизнь тысячам маленьких солнечногорцев.
Наталья Дмитриевна Вишнякова, принявшая эстафету у доктора Десятова, также спасла тысячи женщин — рожениц и их детей. Нередко во время операции она отдавала больной собственную кровь, если не было подходящей донорской. В день своей смерти Наталья Дмитриевна успела провести три операции. На стене у входа в больницу находится ее барельеф, где постоянно лежат букеты цветов.
Анна Ивановна Решетина в годы войны укрывала в инфекционном отделении, которым заведовала, наших раненых бойцов. Немцы побоялись туда зайти. Рискуя жизнью, она спасла людей.
Их дело продолжали ученики, сотрудники и последователи — сотни имен, с любовью названных в книге. Описаны судьбы ярких и достойных медиков, трудившихся и продолжающих работать в районе.
Сама Александра Дмитриевна Крутских стала первым и долгие годы единственным фтизиатром района, протянувшегося от Химок до Клина, организатором противотуберкулезной службы. Ее отношение к больным выходило далеко за рамки чисто врачебных обязанностей. Немало людей в районе живут только лишь благодаря тому, что их вылечила Александра Дмитриевна и сотрудники созданной ею службы. Помимо высококвалифицированного лечения она оказывала пациентам большую всестороннюю поддержку. Она верила в человека и зажигала его этой верой в себя, это относилось и к пациентам, и к сотрудникам.
Нынешний главврач Химкинского противотуберкулезного диспансера Александр Федорович Сапожников с благодарностью вспоминает доктора Крутских: “У меня в жизни было много учителей, но первый и основной Учитель — это Александра Дмитриевна Крутских”.
— Память о замечательных врачах, живущая во многих людях, помогла мне написать эту книгу. В 2004 году исполнилось 100 лет со дня рождения Александры Дмитриевны Крутских. Я напечатал и принес в центральную районную больницу, в которой доктор Крутских трудилась с 1938 по 1983 год, плакаты и карманные календарики с ее фотографией. Надо было видеть реакцию. Вспоминая доброго и отзывчивого человека, оставившего яркий и светлый след в жизни тех, кто ее хорошо знал, люди прижимали фото к сердцу, а кто-то даже целовал, — рассказывает Владимир Герасимович.
Каждому человеку с рождения дается способность к состраданию, но лишь некоторые это качество умеют сохранить и приумножить. Одним из таких людей и была врач из Солнечногорской центральной больницы Александра Дмитриевна Крутских. Автор будущей книги, четко понимая, что именно такие люди скрепляют общество, несут в него свет, добро и улучшают нравственный климат, начал кропотливо собирать необходимые материалы.
В беседе с директором центральной библиотечной системы Анной Петровной Чубукиной корреспондент “МК” выяснил, что книга о светлых людях Подмосковья заняла достойное место в библиотеках района. По ней проводятся тематические вечера. На примере жизни врачей, подобных Александре Дмитриевне Крутских, молодые люди и школьники наглядно понимают, что профессия медика — это образ жизни. Жизни, где на передний план выходит служение людям. В свою очередь и пациенты относятся с любовью и благодарностью к таким врачам. Некоторым ребятам это помогает осознанно выбрать будущую профессию, связанную с медициной.
А в День медика в этом году впервые пять врачей СЦРБ были удостоены премии имени доктора Крутских.
— Наша больница имеет славную историю. Было бы очень кстати закрепить имена врачей в названиях улиц города. Больница не должна выглядеть казенно. В излечении важнейшую роль играет психологический настрой. “Истории болезни”, превращенные трудами медицинских работников в “истории излечения”, передаются из уст в уста. Добрая инерция и энергия всех поколений врачей должна сохраняться, — рассказывает Владимир Климов. — Хотелось бы в сквере у больницы создать Аллею славы. Здесь можно установить, например, символическое изображение человеческого сердца — образ, близкий и понятный всем. А рядом, на каменной плите, высечь имена людей — обладателей поистине “золотых” сердец, душевно щедрых. Список будет постоянно пополняться, сохраняя связь времен.