МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Теленеделя с Александром Мельманом

Не наша Раша
 

Футбол закончился, забудьте. Имею в виду чемпионат мира. Тот, который начался — наш российский, посконный, — это и не футбол вовсе, какая-то другая игра. На фоне увиденного, конечно.

Телеканалы тоже не дремали. Финал показывала “Россия-1”. Все понимали, что рейтинг у этой игры будет запредельный. Ну и что тогда делать? Конечно же, позвать Пугачеву на другой канал. Можно сколько угодно с ней ссориться, но в пиковый момент сражения без Борисовны просто никуда. Это еще с советских времен заведено. Помните, когда праздник Рождества россияне справляли, тогда еще неофициальный, партия и правительство тоже примадонну призывали на помощь. Ну и на Пасху, конечно. Сиди дома народ, молиться не ходи, религия — опиум для народа. АБП при этом, конечно же, ни сном ни духом. Просто дала где-то концерт, его записали, а когда покажут, одному лишь ЦТ ведомо. Неизвестно, скольких же людей главная певица страны сумела отвести от страшного коммунистического греха истинно церковной молитвы, но все понимали — и сверху, и снизу: только ей одной подвластно привлечь массовое внимание аудитории.


Конечно же, Алле это понравиться никак не могло. И тогда она сама устроила “Рождественские встречи”, всем партийным кураторам назло. Правильно, никто ведь не вправе выводить ее на переднюю линию окопа без ее же ведома.


Прошло время, все изменилось. Религия теперь уже не опиум для народа, а практически главная наша идеологическая подпорка. Верь не хочу. Впрочем, футбол тоже стал религией. Тысячи на стадионах, миллионы, нет, миллиарды у телевизоров. И ритуалы похожи, и идолы. Но и ТВ — религия.


А героем ЧМ в ЮАР помимо сборной Испании и осьминога Пауля стал узбекский судья Равшан Ирматов. Получилась “Наша Russia” наоборот. Если в уже культовой программе пусть не узбекские, но таджикские гастарбайтеры Равшан и Джамшуд ни бэ, ни мэ, ни ку-ка-ре-ку, русский не понимайт до такой степени, что официальные власти восточного царства даже обиделись: мол, чего вы у себя там в Раше наших людей за дурачков считаете. Чуть было ноту протеста не написали. А тут все в точности до наоборот: российских футболистов в Африке не было, арбитров тоже. А Равшан был, пусть и без Джамшуда. Вместо него одним из помощников работал киргиз. Вот вам новая передачка, реалити-шоу. Пока в той же Киргизии местные узбеков резали, эти на футбольном поле были вместе, одна команда, не разлей вода. Практически лучшие из лучших. Целых пять матчей отсудила бригада Равшана, включая открытие и полуфинал. А игроки судимых им команд частенько подбегали к рефери: “Эй, насяльника, афсайда была”. Ну а г-н Ирматов не суетился, не нервничал, не посылал этих непонятливых куда подальше, как герои Светлакова в “Раше”. Только успокаивал, ну а кому надо — раз, и желтую карточку в зубы. Такой вот футбол оказался, цивилизованный. Не то что на ТНТ.



Первый мистический


В черной-черной комнате жил черный-черный человек, он ходил по черным-черным улицам и делал черные-черные дела. Страшно? Аж жуть! Помните, в пионерском лагере, спать долго не хотелось, и начинали рассказывать друг другу всякие ужастики. Чтобы сны были веселее.


Интерес к подобным историям со временем не пропал. Даже канал такой сделали, первый мистический, ТВ-3 называется. Там про кого ни расскажут, ни покажут, такое навернут! Хоть про Ахматову фильм, хоть про Цветаеву, все равно найдут порчу, сглаз, марсиан с лунными человечками и еще 33 удовольствия. Абсолютно мистических. Но тут на прошедшей неделе случилось чудо. На Первом, совсем не мистическом, в воскресный день дали документалку под названием “Охота на привидения”. Анонс сего фильма гласит: существуют ли привидения на самом деле и что является выдумкой, а что реальной историей?


Чего только не было до этого на этом первейшем из первых каналов. И про еду страшную, которую мы поглощаем, и про развал всей Америки от г-на Леонтьева, главного мистификатора, и про лягушку на животик у престарелого Малахова. Но про привидения!..


Сначала сюжет про крушение поезда. Приезжает на своем авто девушка-блондинка к железнодорожной насыпи, после этого сразу же возникает пассажирский состав, и — швах — валится с рельсов на насыпь. А жертв видимо-невидимо. Что это было? Говорят, девушка та ясновидящая все время хочет предупредить о катастрофе, но никто ее не слушает. Вот и получайте труповозку по полной программе. Уже страшно?


Сюжет номер два, натуралистический. В одной деревенской избе на полу вдруг образовались кровавые пятна. Откуда это? А это за грехи наши расплата. Мертвец один тут поселился из бывших родственников, приходит по ночам, хочет покаяться, умоляет, ждет понимания от своих. Но давно его уже позабыли, презрели. Вот вам и кровь. А может, все и не так было. Тут баба Маня вчерась ногу порезала. “А может, и не порезала?” — спрашивает голос сверху. Вернее, за кадром. Вот вопрос.


Умным ТВ народ не проберешь, значит, будем показывать бабу Маню. Но есть другая версия — эти страшные сказки адресованы конкурентам. Чтобы боялись, трепетали, чтобы ночью спать не могли. Ой, как страшно!



Шахидки в натуре


Так уж устроен наш народ: что по ящику сказали, он сразу запоминает и смекает тут же: “Ну по телеку было, значит, это важно”. Тем более когда выступают первые лица государства.


Премьер Путин приехал в Кисловодск и толкнул речь про развитие Кавказа. Проблемы, конечно, есть, безработица огромная, но мы не падаем духом, не унываем. Денег кучу вложим, производство разовьем, а главное — туристические базы в горах откроем. Ох, и побегут туристы сюда с рюкзаками. Еще аэропорты построим. Ну, значит, еще и полетят. И наступит благодать, и тогда со временем можно будет сказать: жить стало лучше, жить стало веселее.


Если такое высокое лицо выступило, каждый местный начальник и любой простой человек должен спросить себя: “А что я сделал для своей республики?” Вот Дагестан — жемчужина Кавказа, как здесь отреагировали на знаковое послание Путина горцам? В меру своей испорченности. Только ВВП про туризм заикнулся, в Дагестане этом тут же стали чуть ли не ежедневно опять убивать госчиновников. И взрывать поезда. Партия сказала — надо, боевики ответили — есть. Так они отсалютовали нашему премьеру, национальному лидеру. То есть главному для всех россиян. А бандиты, вы будете смеяться, тоже россияне, они тоже хотят ответить на призывы любимого ВВП. Делом, а не словом.


На другой стороне ринга наши силовики. В ответ на пламенные речи своего патрона они заделались телепродюсерами. В “Новостях” показали нам сюжет, как славные бойцы меча выловили шахидок со всем их содержимым. Вот их орудие производства, взрывчатка то бишь. А вот и сами девушки. В платочках. Их допрашивают, они отвечают. Как по писаному.


Хороший сюжет, позитивный, оптимистический. Еще несколько таких серий, и нам будет очень хорошо. Спокойно и весело. То, что в далеком Дагестане происходит убийственного, показывают за несколько секунд. Одной строкой. Оп, и проехали. И опять можно переходить к любимым темам — шпионы, педофилы, жара… Еще сильнее жара, еще больше шпионов. Про бандито-террористо легко можно и забыть.


А вот телевизионных героев не забудешь. Они скоро вообще всех разоблачат, ни одна шахидка не прошмыгнет. Всех поймаем, всех уничтожим и в том самом сортире прекрасно замочим. По телевизору, конечно.



Анализируй это


Уходим, уходим, уходим… Куда? Конечно, в отпуск. Разве можно в такую погоду сдавать анализы? Политические, конечно же. Хватит! Пора и честь знать. Аналитикам тоже нужен отдых.


И на кого ж вы нас покинули, Петр Толстой, Сергей Брилев, Евгений Ревенко, Марианна Максимовская? Кто ж без вас все покажет, расскажет, объяснит, как оно есть на самом деле? Нам же, неразумным, без вас никак не разобраться в этой политике-экономике. А ведь как хорошо: отпахаешь пятидневочку, дождешься субботы-воскресенья, сядешь к ящику в самый-самый прайм-тайм, и все тебе разжуют, ко рту поднесут, проглотят за тебя, останется только икнуть умиротворенно, положить руку на пузо и прошептать мечтательно: “Хорошо!”


В 90-е тоже была итоговая программа. Одна, но какая! Так и называлась “Итоги”. Тогда и политика была, говорят. Евгений Киселев нам ее объяснял. Независимо так, объективно. Плюрализм, да и только. Но слаб человек. Не смог долго властитель дум парить над схваткой, вляпался в информационные войны и потерял себя. После уже Доренко появился, великий и ужасный. Тоже артист!


Цирк 90-х волевым решением велели прекратить. В 2000-х аналитики уже не анализируют. Просто отрабатывают заказы сверху. Как из высокого кабинета им скажут прояснить ситуацию, так они ее и прояснят. А людям ничего другого-то и не надо. Программу “Время” в СССР принимали в девять вечера, как пациенты Кащенко свое лекарство. Точно так же и сейчас. Все знают: в субботу в 19 — Максимовская, в 20 — Брилев, в 21 — Пушков. В воскресенье в 20 — Ревенко, в 21 — Толстой. Это такой ритуал у россиян обозначился, чтобы с ума не сойти, успокоиться. Окончательно и бесповоротно.


А тут они — бац — и все в отпуск на юга. А мы — без руля и без ветрил остались. Два месяца теперь будем жить без указивок. А ведь это здорово: делай что хочешь, думай как угодно, аналитики-то на пляже валяются. Это же, блин, какой-то праздник непослушания получается. Так мы все без поводырей на Триумфальную 31-го сиганем. Эх, неосмотрительно их всех власть рассчитала. Как бы чего не вышло.


P.S. Ну раз этим говорящим головам дали свободу от телевизора, вашему покорному телекритику сам бог велел. Правда, в отличие от наших гуру меня не будет только две недели. До новых встреч!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах