
Александр Мельман
Публикаций: 2623
Обозреватель (Отдел кино и телевидения)
По «Культуре» показали старый уже советский фильм «Дни хирурга Мишкина». В главной роли Олег Ефремов, он врач. Фильм не великий, но какой там Ефремов!
На ОТР показали фильмы Николая Губенко. Самые разные, там, где он ставил и где играл. Но три самых его лучших были: «Подранки», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Из жизни отдыхающих». Нам представили великолепного мастера, прошедшего свой путь и только. А это его кино останется навсегда.
В программе «Белая студия» на канале «Культура» был Александр Сокуров. В первый раз как в последний. Знаете, видеть и слышать этого режиссера даже не удовольствие вовсе, а просто очень и очень важно. Потому что таких людей больше нет, правда.
Все важные официальные новостные программы о мировом рекорде Овечкина сообщили в первых строках, хотя бы в анонсах. И это правильно! Помню, как в 90-е мы мечтали, что новое ТВ будет давать в самом начале своего обзора какое-нибудь важное сообщение из мира спорта или культуры, а политика подождет. Потому что политика — это только игры людей, притворство, хотя и влияющее, безусловно, на нашу жизнь, ну а вот хоккей — для души. Да, такой хоккей нам нужен.
Скандал — это так прекрасно. Скандал — двигатель нашей жизни на самом деле.
Там же, на ОТР, показали «Мир входящему» Алова и Наумова. В главной роли Александр Демьяненко, совсем еще молодой. Это 1961 год. Через 4 года он проснется совсем другим человеком, он станет Шуриком, знаменитым на всю страну. Триумф и трагедия? А может, удача и проклятие?
Опять на канале ОТР показали «Маленькую Веру». Культовый перестроечный фильм конца 80-х. Застойная жизнь как она есть. Фильм-шедевр на самом деле. Лучший фильм всех времен и народов, и не только перестройки.
Вот и у Горина Григория Израилевича юбилей — 85. Было бы. А ушел в 60, так рано. Кто бы мог подумать…
Вот так, мне было 7 лет, я первый раз пошел в 1-й класс, а Владимир Семенович уже все про меня написал. Он знал, предвидел! Это действительно мой портрет: «Свет мой, зеркальце, скажи…» Да, я решил «разоблачиться перед партией», показать все, что скрыто. А почему такая большая цитата? Ну, это же классика жанра, а классику надо знать. Да и могу я к тому же в свой день рождения, юбилей сделать себе (и вам!) такой подарок.
80 лет сейчас бы исполнилось Евгению Гинзбургу, великому телевизионному режиссеру. Автору всех этих замечательных бенефисов, «Волшебного фонаря», «Острова погибших кораблей», «Рецепта ее молодости». Да, вот так он расцвечивал нашу серую жизнь, делал ее яркой, запоминающейся.
По «Культуре» опять показали фильм «Цыган», сериал. Советский, проверенный. Это нетленка. Будулай — это наше всё. Я так думаю.
Последний раз такие похороны, как у Владислава Листьева, в России, наверное, были у Высоцкого. До сих пор помню эту очередь (да разве можно ее назвать толпой? — нет!) — люди, тысячи и тысячи людей шли прощаться с любимым человеком, другом, братом. Очередь начиналась где-то от метро ВДНХ и вот шла, шла, тянулась по проспекту Мира до «Останкино». Да, вот так это было.
Сергей Васильевич Челобанов, портрет на фоне. Он вновь на телевидении, участвует в ностальгическом шоу. Ему 63, но та же прическа, как когда-то. А голос, вы слышали, что это за голос? Куда там Лепсу…
Вот вам основная забота телекритика — а что же посмотреть в данный момент? Чисто конкретно: в одно и то же лучшее время, в вечерний прайм-тайм, на Первом идет сериал «Натали и Александр» про Наше Всё, свет Александра Сергеевича и его супругу; на «России 1» — «Русская жена», про сирийскую гражданскую войну с нашим участием через судьбу одной семьи; ну а на «Культуре»… Да, «Место встречи изменить нельзя».
По «Культуре» показали довольно уже старый фильм (ну а как же, сейчас то, что более 40 лет, из 80-х, уже старое) «Гонки по вертикали» по братьям Вайнерам. Там, как помните, в главных ролях Валентин Гафт и Андрей Мягков. Гафт — вор, Мягков — следователь. Гафт — яркий, нестандартный, небанальный, но плохой, отрицательный; Мягков — положительный, такой профессиональный. Вы за кого?
По «Культуре» вновь показали «12 стульев» от Марка Захарова. Остап Бендер — Андрей Миронов, Воробьянинов — Анатолий Папанов. Мои любимые «12 стульев». А есть ведь другие, самые разные. Главное — от Леонида Гайдая. Вот вам и конкуренция.
В последние годы ни Олег Стриженов, ни его супруга Лионелла не давали интервью и не появлялись на светских мероприятиях — им это было малоинтересно. Да и зачем? Если уже многое и так сказано и в фильмах, и в спектаклях с его участием… А слухи о том, каким он был на работе и в жизни, продолжали бушевать и оставались практически без комментариев. Каким же был актер на самом деле?
«Светлана Светличная. Прощание» — вот такой фильм на ТВЦ. Фильм-трагедия и фильм-счастье, так похожий на жизнь. А Светличная — это и есть жизнь.
На ОТР — пять фильмов с Нонной Мордюковой. Это просто праздник какой-то! И такое счастье — опять видеть ее, наблюдать, восхищаться. Ну с чем бы это сравнить? Вот как болельщик… В моей жизни было чудо: я видел в игре Харламова, в хоккее. А в футболе — Марадону. Не знаю, как вам такое сравнение, но для нас всех счастье, что мы лицезрели Нонну Мордюкову. Это непередаваемо.
Валентине Талызиной исполнилось… Впрочем, вы и так все знаете. Но она женщина, поэтому о цифрах не будем. Цифры знают далеко не все.
У нас был солнечный клоун — Олег Попов. Помните, он собирал Солнце в авоську? А это солнечный композитор, и зовут его Максим Дунаевский. У него был великий отец, лучший композитор всех времен и народов Исаак Дунаевский. На его ребенке природа явно не отдохнула. И слава Богу.
Почему-то в последнее время мне хочется юмора. Даже не обязательно того, на котором я рос и воспитан. Пусть не Райкин, не Жванецкий, а хотя бы даже Петросян. Ну хочется вот так зависнуть ненадолго, ни о чем не думать и просто смеяться. Если получится.
«Иронию судьбы» на новогодние праздники показали четыре раза: два по Первому каналу и два — по «Россия 1». Я смотрел всё, и каждый раз это было ново, неожиданно даже. Хотя разбуди меня ночью — могу дословно рассказать любую сценку от и до. 50 лет исполнилось этому культовому фильму, без которого нас, советских, русских, вообще невозможно понять.