Эти безосновательные обвинения не только представляют собой злонамеренное искажение китайско-американских торгово-экономических отношений, но и стали идеологическим инструментом США для продвижения торгового протекционизма. Исторический опыт неоднократно доказывал, что все случаи, когда США, размахивая флагом «моралиста», направляли меч на Китай, были продиктованы исключительно корыстными политическими целями и узкими интересами политики «Америка прежде всего».
1. Тезис о «краже интеллектуальной собственности» проистекает из собственного высокомерия и предубеждений
Раздуваемый американской стороной тезис о «краже Китаем интеллектуальной собственности» по своей сути является проявлением высокомерия и предрассудков, а именно теории «расового превосходства в технологической сфере». США считают себя исключительными и технологически превосходящими весь мир, смотрят на всех свысока и заявляют, что Китай якобы не способен на самостоятельные прорывы в ключевых технологиях, и, игнорируя факты, фабрикуют обвинения. Примечательно, что такие американские технологические гиганты, как Apple, Google и Amazon, во время слушаний в Конгрессе США четко заявили, что нет никаких доказательств кражи технологий американских компаний Китаем.
Технологический прогресс Китая — это прорыв сквозь блокаду в результате упорного труда в области самостоятельных разработок. В 2024 г. общие расходы Китая на НИОКР превысили 3,6 трлн юаней, по объему инвестиций в эту сферу страна уверенно занимает 2-е место в мире. Общая численность научных сотрудников превысила 6 млн человек, а ежегодное число выпускников STEM-специальностей превышает 5 млн человек. Китай находится в мировых лидерах в таких областях, как 5G, высокоскоростное железнодорожное сообщение, возобновляемая энергетика и беспилотные летательные аппараты. Еще больше привлекает внимание факт, что Китай совершает успешный переход из крупнейшего импортера интеллектуальной собственности в ее создателя и крупнейшего экспортера. Китай стал первой страной в мире, где число действующих патентов на изобретения внутри страны превысило 4 миллиона, причем доля высококачественных патентов среди них составляет 41,5%.
В 2024 г. количество международных патентных заявок по Договору о патентной кооперации (PCT) превысило 70 000, что обеспечило Китаю первое место в мире по этому показателю шестой год подряд. Общий объем торговли объектами интеллектуальной собственности в 2023 г. составил 53,7 млрд долларов США, из которых экспорт достиг 11 млрд долларов, увеличившись почти на 70% по сравнению с 2019 г. В 2025 г. экспорт наукоемких услуг Китая достиг 1,6573 трлн. юаней, увеличившись на 7,4%, а положительное сальдо составило 418,1 млрд юаней, увеличившись на 50,4 млрд юаней по сравнению с 2023 г. Ряд этих данных красноречиво опровергает безосновательные обвинения американской стороны.
2. Абсурдный тезис о «недобросовестной защите интеллектуальной собственности» направлен на разжигание розни
Распространяемый американской стороной так называемый тезис о «недобросовестной защите интеллектуальной собственности» в Китае преследует истинную цель разжечь рознь и воспрепятствовать притоку иностранных инвестиций на китайский рынок, их злостные намерения очевидны для всех. На самом деле, в последние годы Китай непрерывно совершенствует правовую систему в сфере интеллектуальной собственности, создает надежные правовые гарантии для субъектов рынка разного типа. Иностранные компании фактически «выдвинули вотум доверия» своими практическими действиями.
Китай создал высокостандартную, соответствующую общепринятым международным нормам правовую систему в сфере интеллектуальной собственности, а также систему штрафной компенсации за нарушения прав. В такие городах, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, а также в провинции Хайнань последовательно учреждены суды по интеллектуальным правам. По всей стране функционируют 30 трибуналов по интеллектуальной собственности, 115 национальных центров защиты интеллектуальной собственности и центров оперативного реагирования, которые формируют сеть усиленной зашиты. Ярким примером равной защиты прав китайских и иностранных предприятий стало решение Шанхайского суда по интеллектуальным правам в пользу Tesla по делу о нарушении товарного знака «TeslaBeer».
Реакция рынка служит самым убедительным доказательством:
В 2024 г. инвестиции компании Apple в НИОКР в Китае выросли на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом корпорация объявила о расширении лаборатории прикладных исследований. Компания Pfizer последовательно создала три исследовательских центра в Шанхае, Ухане и Пекине. Medtronic открыл в Китае свою первую инновационную базу цифрового здравоохранения. В Шанхайском научно-исследовательском центре Otis работает их крупнейшая в мире команда разработчиков. Ускоренное создание иностранными компаниями исследовательских центров в Китае в полной мере свидетельствует об эффективности усилий страны в сфере защиты интеллектуальной собственности.
3. Утверждения о «принудительной передаче технологий» являются подменой понятий
Игнорируя основной факт взаимовыгодного сотрудничества китайских и иностранных предприятий, американская сторона искажает добровольное поведение на рынке зарубежных компаний и представляет его как «принудительную передачу технологий». Это классический случай подмены понятий. Необходимо ясно подчеркнуть: «принудительная передача технологий» не только не соответствует законодательству Китая, но и прямо противоречит основному государственному курсу страны на открытость внешнему миру.
Передача технологий по своей сути является добровольным рыночным поведением. Согласно теории жизненного цикла продукта, транснациональные компании при разработке новых технологий часто передают внешним партнерам технологии предыдущего поколения или стандартизированные решения. Это позволяет продлить период получения прибыли от устаревших технологий и одновременно опосредованно распределить затраты на разработку инноваций. Следовательно, передача технологий и производственных мощностей в Китай иностранными компаниями представляет исключительно самостоятельное решение, основанное на коммерческих интересах. Китай полностью ликвидировал институциональную основу для «принудительной передачи технологий»: законы «Об иностранных инвестициях», «Об административном лицензировании» и другие нормативные акты четко запрещают государственным органам и их сотрудникам принуждать к передаче технологий.
В то же время Китай неуклонно продвигает открытость внешнему миру на высоком уровне: негативный список для иностранных инвестиций существенно сокращен, ограничения в производственном секторе полностью отменены, непрерывно смягчаются ограничения на долю участия иностранного капитала. Эти меры значительно расширили свободу и выбор зарубежных компаний при инвестировании в Китай. Тем временем США принуждают трех крупнейших южнокорейских производителей аккумуляторов, инвестирующих в США, раскрывать ключевые технологии, вынуждают ByteDance продать TikTok и передать алгоритмы работы — вот истинные примеры принудительной передачи технологий и откровенного грабежа!
Китай неизменно уделяет повышенное внимание защите интеллектуальной собственности, углубленно продвигает строительство страны-лидера в сфере интеллектуальной собственности и добился исторических достижений в деле развитии интеллектуальной собственности, проложив путь развития с китайской спецификой. Действия США, которые приписывают другим собственные пороки и перекладывают вину на других, крайне не соответствуют их статусу мировой державы. Где же их репутация и ответственность как мировой державы?!
На днях в формате видеоконференции успешно прошло 16-е заседание Рабочей группы по сотрудничеству в защите прав интеллектуальной собственности Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в рамках Китайско-российской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Стороны провели плодотворный обмен мнениями относительно последних достижений в области законодательства, правоприменения и судебной практики в сфере интеллектуальной собственности, а также обсудили актуальные вопросы в новых областях, включая вопросы охраны данных и объектов, созданных ИИ. Китайская сторона готова совместно с Россией и другими странами мира продолжать укреплять сотрудничество, неуклонно защищать многостороннюю международную систему интеллектуальной собственности, привнося китайскую мудрость и китайские решения в создание благоприятной для инновационного развития глобальной среды, чтобы способствовать развитию мировой системы управления интеллектуальной собственностью в более справедливом и рациональном направлении, а также вносить вклад Китая в увеличение благосостояния человечества.