Роман Николаев
Публикаций: 4
За два с половиной месяца до истечения контракта на транзит российского газа по украинской трубопроводной системе, Киев предложил новый механизм поставок топлива в ЕС. Украинский план предполагает, что экспортером выступит Азербайджан, который сможет перекачивать свое сырье импортерам Старого Света по российским трубам. Эксперты считают такую схему чересчур сложной и поэтому обреченной остаться лишь на бумаге.
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер предупредил европейских импортеров о возможном росте котировок «голубого топлива» и назвал причину ценового скачка энергоресурсов. По словам главы российской монополии, стоимость углеводородов разгоняют спекулянты, обосновавшиеся на сырьевом рынке Старого Света.
Завершившийся III квартал 2024 года ознаменовался самым заметным падением цен на нефть за последнее время. Всего за три месяца, с июля по октябрь, котировки сырья рухнули на 17%. Последовавшая затем встреча участников ОПЕК+ немного укрепила стоимость барреля, но наступивший период равновесия рискует оказаться недолгим. В кулуарах саммита крупнейших добытчиков «черного золота» прозвучал неформальный прогноз о новом провале цен до критически опасных для экспортеров $50 за «бочку».
Спустя два года после взрывов трубопроводов «Северный поток» Европа готова назвать виновных в совершении диверсии. Более того, осознав тот факт, что отказ от российского газа в пользу сжиженного топлива из США привел к значительным убыткам, политики Старого Света предлагают отремонтировать выведенную из строя газовую магистраль и возобновить закупку «голубого топлива» в нашей стране.
На европейских сырьевых торговых площадках случилась своего рода сенсация. Масштабы продаж российского газа практически вернулись к максимальным значениям досанкционных времен. Однако не обошлось без «подводных камней». На «голубом топливе» из нашей страны обогащаются, в первую очередь, биржевые трейдеры, закупающие «бумажные» объемы углеводородов для дальнейшей перепродажи.
Будущее нового энергетического моста из России в Китай, трубопровода «Сила Сибири-2», стало одной из основных тем, вынесенных на первый план переговоров во время последнего вояжа Владимира Путина в Азию. Эта магистраль, маршрут которой пройдет через Восточную Сибирь в Монголию и затем в Китай, увеличит экспортный потенциал России и даст возможность газифицировать отдаленные регионы нашей страны. Однако приступить к строительству трубы мешают определенные разногласия сторон.
Несмотря на западные санкции, российского газа на мировом, в том числе европейском, рынке не убавляется. К примеру, по итогам августа экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из нашей страны по сравнению с последним месяцем 2023 года вырос на треть. Отечественные компании готовы нарастить зарубежные поставки еще сильнее, но им мешает нехватка танкеров для перевозки сырья и отсутствие оборудования, необходимого для увеличения производства.
Участники альянса ОПЕК+, включая Россию, вопреки собственным планам, не спешат наращивать свои добывающие мощности. Причиной тому служат цены на нефть, опустившиеся в начале осени до самого низкого уровня с декабря прошлого года. Баррель рискует упасть ниже $70. Но усилия альянса могут оказаться напрасными. Есть и другие факторы, способные приблизить котировки «черного золота» до опасной для российского бюджета черты.
Хотя до наступления календарной зимы остается еще три месяца, европейцев уже начали предупреждать о риске наступления энергетического кризиса в предстоящий отопительный сезон. Существуют обстоятельства, при которых странам Старого Света может даже не хватить запасов газа в хранилищах, находящихся сейчас на рекордном уровне. Европейцы рискуют не справиться с холодной погодой, которая грозит обрушиться на континент.
Усилия правительства, направленные на борьбу с ростом инфляции в стране, слабо отражаются на топливном рынке. Цены на основные сорта бензина в оптовом сегменте в конце августа снова приблизились к максимальным отметкам, а в первую половину сентября и вовсе рискуют выйти из под контроля регулирующих ведомств. Причины опасной тенденции заключаются в хитрой политике отечественных добывающих концернов, которые после продления запрета на экспорт готового топлива, снизили переработку углеводородов.
Последнее заседание ОПЕК+ вроде бы завершилось успешно: участники альянса продлили сделку о сдерживании добывающих мощностей до октября 2024 года. Затем входящие в организацию страны перейдут к наращиванию производства. Однако именно на этом этапе, как предупреждают специалисты, могут произойти серьезные разногласия, которые приведут к полному расколу картеля.