Опрос, проведенный среди столичных водителей и сотрудников ГИБДД, показал, что лишь около 5 процентов первых и не более 37 процентов вторых знают: если при ДТП движение других транспортных средств становится невозможным (а в столице едва ли не каждое второе ДТП на узкой улочке обязательно парализует процесс), то водители, причастные к ДТП, обязаны освободить проезжую часть. При этом водители, как гласит пункт 2.5 ПДД, обязаны предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.
Просто и гениально: мешаешь — уберись!
Если бы об этом помнили те, кому после аварии довелось застрять на трамвайных или троллейбусных путях, они не платили бы Мосгортрансу за лишение его возможности пару-тройку часов, пока оформлялось ДТП, зарабатывать на перевозке пассажиров.
Впрочем, в ходе опроса многие из столичных автовладельцев признались, что о вышеупомянутой обязанности убраться на обочину просто предпочитают не вспоминать, ибо нередки случаи, когда прибывшие на место аварии инспекторы ДПС норовят (явно шантажируя…) обвинить — ни много ни мало! — в оставлении места ДТП. То есть в совершении деяния, за которое предусмотрено лишение права управления или административный арест на срок до 15 суток. И хотя понятно, что оставлением это не является, а является прямо возложенной обязанностью, подавляющее большинство даже хорошо информированных предпочитает стоять.
А вместе с ними — и тысячи других…
Внести свою лепту в борьбу с пробками столичная ГИБДД, таким образом, может уже хоть завтра. Достаточно лишь обязать работников дежурных служб, принимающих информацию о ДТП, при каждом обращении участников аварии допрашивать с пристрастием: а не мешают ли ваши автомобили движению? И если выяснится, что мешают, разжевывать позвонившим, что убрать автомобиль на обочину, руководствуясь пунктом 2.5 ПДД, — их обязанность. В противном случае за неисполнение этой обязанности прибывшие на место аварии сотрудники ДПС обязательно накажут штрафом в тысячу рублей.
А сотрудников ГИБДД, в свою очередь, обязать беспощадно привлекать к ответственности всех водителей, позволивших себе ослушаться.
Эксперты подсчитали, что такой механизм позволит городу сократить объем пробок на столичных дорогах примерно на 12—14 процентов, а в “дни жестянщика” — предотвратить коллапс.
Правда, никто пока не предсказал, что именно возьмет верх в сознании инспекторов: желание помочь столице избежать “вавилонского столпотворения” или стремление при помощи шантажа (отъехал на обочину — останешься без “прав”) набить карман “гуманитарной помощью”…