Открытие любой выставки всегда сопряжено с риском ощутить на себе прелесть вечернего часа пик - правда, в роли автомобиля - ноги, а дороги - выставочные залы, да лестницы. Грузные джентльмены - Хаммеры, дамы в платьях в пол - Фольксваген Жук. Кстати, о Германии. Если все-таки добраться до пятого этажа музея, то столкнетесь лицом к лицу с Августом Зандером, точнее с лицами, которые он запечатлел на своих снимках.
«По своей природе фотография — это документальное искусство», - считал Август Зандер. Его выставка - около 150 фотографий. Эдакая Германия XX в. в лицах. Конечно, наряду с портретными снимками присутствуют и архитектурные ансамбли с пейзажами, но именно фотографии людей, таких разных по профессии, воспитанию и материальному благосостоянию, приковывают взгляды присутствующих. И у каждого из гостей устанавливается свой внутренний диалог с героем фото.
Кажущиеся издалека невзрачными и строгими черно-белые снимки вблизи превращаются в занятный, а главное, наглядный путеводитель по немецкому обществу начала XX столетия. Зандер произвел срез общества не вдоль, а поперек - кого только на этих снимках нет. И такое впечатление, что это далеко не постановочные снимки. Фермеры, боксеры, кондитер, каменщик, слесарь, революционеры, интеллектуалы из пролетариата, конторская служащая, маклер, студент, профессор, музыканты, бакалейщик, адвокат, цыгане…гипнотизер! И это - только часть представленных работ.
Свои снимки Зандер строил так, что у зрителя не возникает никаких сомнений по поводу принадлежности человека к той или иной среде. Так что таблички с небольшим описанием около каждой фотографии лишь добавляют незначительные детали к сложившемуся образу. Вот, молодые фермеры, старый фермер, а вот - фермер по пути в церковь, фермерский ребенок, мать и дитя - фермеры… Что же сподвигло Зандера на создание серии «Людей двадцатого столетия»? В 1927 фотограф, отвечая на этот вопрос написал: «Видеть, наблюдать и думать». И действительно, смотря на снимки, начинаешь невольно задумываться о судьбе этих людей. «А кто этот человек? Может, девочка на соседнем снимке - его дочь?» И вот, уже не фотографии пишут энциклопедию прошлого, а ты сам.