«Мы боимся пьяных посетителей»
Каждый год от участия в «Ночи...» отказываются около десяти музеев. Уже выбыли не только крупные площадки вроде Эрмитажа, Петропавловской крепости, Русского музея, но и небольшие очаги культуры, например, Музей-квартира Бродского или Музей микроминиатюры «Русский Левша». И главная причина такого «бегства» - сами посетители. Точнее, их поведение во время «Ночи музеев».
- Мы очень маленькая организация, у нас в штате всего два научных сотрудника и несколько смотрителей, - говорит заведующая Музеем-квартирой Бродского Наталия Балакина. - И для нас «Ночь музеев» - это небезопасная затея. Мы опасаемся не совсем трезвых посетителей.
Из-за пьяных петербуржцев отказалась от участия в «Ночи...» и Петропавловская крепость.
- Мы три года участвовали в этой мероприятии, - говорит Светлана Костышина, пресс-секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга (в этот музейный комплекс входит и Петропавловка. - Ред.). И каждый раз были случаи нарушения общественного порядка: посетители распивали спиртные напитки прямо на территории крепости, вытаптывали газоны, бегали. Под угрозу была поставлена безопасность тысяч людей, которые приходили к нам. Поэтому в этот раз Петропавловская крепость будет закрыта ночью для посещений.
Поддерживать реноме Государственного музея истории Санкт-Петербурга будут его филиалы— особняк Румянцева, Музей печати, Музей Кирова, Музей-квартира Блока и Музей петербургского авангарда. Там проще уследить за распоясавшимися посетителями, чем на огромной территории Петропавловки.
Но даже воспитанные и трезвые горожане — большая угроза для музея.
- В прошлом году к нам за одну ночь пришло больше 3,5 тысяч человек, - рассказывает генеральный директор Дворца князя Кочубея Наталья Гаврилова. - После того, как эта огромная масса людей прошла по трем нашим маленьким залам, у нас стерся паркет. Пришлось его потом восстанавливать. Некоторые уставшие посетители прыгали на мраморные подоконники, прислонялись к стенам. А ведь мы памятник архитектуры, мы охраняемся государством. Поэтому мы решили отдохнуть от «Ночи музеев».
Опасаются за целостность своих экспозиций и Эрмитаж с Русским музеем. И не зря. В прошлом году кто-то из посетителей умудрился ограбить один из небольших музеев.
- Стоило смотрителю на секунду отвернуться, как посетители стащили фикус. Вот кому он понадобился? - недоумевает сотрудник музея Мирового океана «Ледокол «Красин» Ирина Малинина. - После такого трижды подумаешь, стоит ли вообще участвовать в этом мероприятии.
Ледокол «Красин» превратили в «Титаник»
На Ледоколе «Красин» боятся за безопасность не столько экспонатов, сколько самих посетителей. Музей участвовал в самых первых «Ночах...» в 2008 и 2009 годах. И потом пожалел об этом. Тогда посетители «развлекались» на ледоколе как могли. Влюбленные петербуржцы забирались на нос «Красина» и изображали сцену из «Титаника». Перепуганные смотрители оттаскивали горожан, опасаясь, как бы те не свалились в холодную воду. Но влюбленные упирались, как могли. Были и такие, кто пытался пройти по перилам «Красина». Лишь по счастливой случайности никто тогда не упал за борт.
- Однажды на ночную экскурсию пришла мама с 8-летним ребенком. - рассказывает Ирина Малинина. - Женщина сама не хотела, видимо, подниматься на борт, поэтому просто пихнула свою дочь в толпу, развернулась и ушла. Ночью с ребенком может произойти все, что угодно, а особенно на судне! К счастью, девочку увидел капитан. Целый час он не отходил от нее ни на шаг, ждал, пока придет эта мать. А она, появившись, наконец, заявила нам: «А что такого? Подумаешь...».
Кроме того, любопытные петербуржцы упорно пытались проникнуть в закрытые для посещения места на ледоколе. Например, в трюм. После двух таких «Ночей...» сотрудники «Красина» наотрез отказались проводить третью.
Тусовка в музее
Не хотят участвовать в «Ночи...» и те музеи, которым просто жалко своих сотрудников.
- Коллектив у нас пожилой, ночные бдения для нас утомительны, - коротко говорит заведующая экскурсионным отделом Геологического музея Нина Макарова.
В некоторых музеях говорят, что во время «Ночи...» сотрудники вынуждены работать целые сутки. При этом, за ночные «бдения» им не платят.
Настороженно относятся к полуночному «культурному шатанию» даже в тех музеях, которые из года в год участвуют в этом мероприятии.
- «Ночь музеев» для посетителей — просто тусовка. Это мероприятие мало что дает людям, - считает директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. - Уставшие горожане даже засыпают у нас в залах на скамейках. Мы потом ходим и будим их. А однажды в 5.45 утра — за пятнадцать минут до закрытия музея — к нам пришла семья. Мама, папа и двое маленьких детей. Я им говорю: «Приходите лучше в 10 утра, когда мы снова откроемся. Вы все равно сейчас не успеете ничего посмотреть. Зачем мучить себя?» Но нет. Они с выпученными глазами за 10 минут пробежали все экспозиции...
- Люди всю ночь носятся из музея в музей, - вторит Ирина Малинина. - Знаете, это мне чем-то напоминает собачку, которая бегает по двору и «метит» территорию: здесь я был, и здесь тоже.
Участники «Ночи...» готовы смириться и с этим, лишь бы люди приходили в музеи, библиотеки, галереи. Но популярное мероприятие в последние годы становится настоящей антирекламой для учреждений культуры.
- К нам приходили по 2-3 тысячи человек за ночь, - рассказывает Ирина Малинина. - Возле ледокола выстраивалась огромная очередь. Люди часами ждали на улице, чтобы попасть на борт. Сомнительное удовольствие, не находите? После такого вообще пропадет желание ходить в музеи. Мы проводили небольшое исследование, и оказалось, что в течение 2-3 недель после «Ночи...» у нас серьезный спад посещаемости. Кроме того, я читала много негативных отзывов в Интернете об этом мероприятии. Все как один писали: «Я отстоял огромную очередь, а потом так ничего и не увидел». А что можно увидеть, скажем, в небольшом музее-квартире, в который набились, как шпроты, сотни человек? Вот и получается, что это мероприятие не для людей и не для музеев... А для кого тогда? Я не знаю...