Душевнобольные и психиатр получили гран-при кинофестиваля в Японии

А единственным представителем России стал Чебурашка-эмигрант

Год назад мы радовались победе российской картины «Испытание» Александра Котта на кинофестивале в Токио. Она получила тогда сразу две награды. Нынешний 28-й Международный кинофестиваль в японской столице завершился триумфом бразильского кино.

А единственным представителем России стал Чебурашка-эмигрант
Режиссер фильма "Низе - сердце безумия" Роберт Берлинер. Фото предоставлено Токийским кинофестивалем

Российских картин не было, как класса, даже в информационных программах. Как не было их и на другом крупнейшем в Азии Бусанском кинофестивале, проходившем в октябре в Южной Корея. Хотя там очень хотели показать опять-таки фильм Александра Котта «Инсайт», сделанный уже после «Испытания», но что-то не сложилось. Сводить все к политической ситуации все-таки не стоит. Дело, наверное, в творческом несовпадении. И это повод задуматься о том, в какую сторону мы идем. В общем, единственным представителем российского кино стал Чебурашка, переселившийся на японскую землю. В «Панораме» Токийского кинофестиваля показали 18-минутный мультфильм «Чебурашка идет в зоопарк» японского режиссера Макото Накамура, в котором присутствуют знакомые всем нам с детства персонажи.

Жюри под руководством американского режиссера Брайана Сингера, автора блокбастеров «Люди Икс» и «Возвращение супермена», присудило Гран-при бразильской картине «Низе – сердце безумия». Снял ее документалист Роберт Берлинер. И это уже вторая его игровая картина. В главной роли снялась звезда сериалов Глория Пирес — актриса выразительная и глубокая. Низе — имя ее героини. Фильм основан на реальных событиях, происходивших в 1944 году в Бразилии. Пирес играет передового ученого-психиатра, освоившего новую методику работы с душевнобольными людьми. В то время, как ее собратья по профессии, а все они — мужчины, орудуют топорно и хладнокровно, прибегают к насилию и электрошоку, гуманная женщина-врач идет за своими пациентами. Она не подавляет их чувств и желаний. Только любовь и сострадание — ее движущая сила. Главная героиня занимается арт-терапией. Она приобщает пациентов к искусству. Они рисуют, лепят. Кое у кого из них рождаются талантливые творения в духе импрессионистов. Известный арт-критик восторгается их работами, устраивает выставку. Прототипом главной героини стала реальная женщина-психиатр Низе де Сильвейра, разработавшая в 40-е годы прошлого века новую методику работы с больными шизофренией. В финале картины она появится на экране - старая и немощная. Воспоминания даются ей с трудом. Слишком много сил отдано работе в клинике, слишком много сопротивления и неверия пришлось преодолеть. Режиссер Роберт Берлинер показал нам и из ее пациентов, у которых вдруг открылся художественный дар. Искусство душевнобольных — особая тема. В Россия тоже был такой самородок по фамилии Лобанов, рисовавший милитаристские картины. Он сошел с ума на почве «холодной войны». Теперь две его работы выставлены в швейцарском Ар Брют музее в Лозанне. Берлинер работал над фильмом в общей сложности 13 лет. Глория Перес, сыгравшая главную роль, удостоена приза за лучшую женскую роль. Когда жюри выдает одной картине сразу две награды, это свидетельствует только о том, что фильм произвел сильное впечатление. Это не издержки призового расклада, неизбежно возникающие на заседаниях любого жюри, состоящего из самых разных кинематографистов, между которыми ничего общего нет.

Кадр из фильма "Низе - сердце безумия". Фото предоставлено Токийским кинофестивалем

Награду за лучшую мужскую роль получил дуэт актеров Ролана Моллера и Луи Хофмана в датско-немецкой картине «Страна мин» Мартина Зандвлиета, основанной на реальных событиях, происходивших в самом конце войны в мае 1945 года.

Кадр из фильма "Холод Каландара". Фото предоставлено Токийским кинофестивалем

Спецприз вручили дебютной французской картине «Трое из нас», снятой режиссером иранского происхождения Кейроном. Для него это больше, чем фильм, это жизнь его родителей. А значит, и его собственное детство. Сделана картина иронично, хотя и на очень серьезную тему. События происходят поначалу в небольшом иранском городке в большой многодетной семье. Герой, а это отец режиссера, участвует в антиправительственном движении, его арестовывают. Но даже оказавшись во Франция, он живет тем, что происходит у него на родине, участвует в акциях в поддержку Иран. И это что-то новое в осмыслении темы эмиграции, актуальной для всего мира, - ироничное, самокритичное повествование о том, как оказавшись вдали от родной земли, человек все равно не свободен от нее. Родина, ее уклад, - тот праздник, который всегда с тобой. Кейрон родился уже во Франции в 1982 году и благодарен свои родителям за то, что они дали ему хорошее образование. Он работал учителем, увлекся искусством, ставил спектакли, был актером и наконец, дебютировал в кинорежиссуре. Надо сказать, что и фильм у него получился театральным, но именно театрализация как раз и добавляют ему привлекательности и иронии.

Две награды и у турецкой ленты «Холод Каландара» Мустафы Кары. Сам он получил от жюри приз за режиссуру. Отметило фильм и жюри телеканала Wowow, а оно состоит из нескольких зрителей. Аналогичную награду год назад получил в Токио наш фильм «Испытание» Александра Котта. Турецкая история - о взаимосвязи человека и природы. Главный герой Мехмет живет со своей семьей в горной деревушке вблизи Черного моря, испытывая многие неудобства - без электричества и других достижений цивилизации. Это второй фильм режиссера, снимавшего прежде документальное кино, что и чувствуется.

Приз зрителей получила итальянская комедия «Если бог даст» Эдоардо Фальконе,. Его герои решают семейные проблемы, беспокоятся за взрослых детей. Один из них, чуть ли не гей. Во всяком случае, так думают родители. Но это мнимая «угроза». Сын всего лишь уверовал в Бога, но напугал родителей и этим. Глядя на скромные достижения современного кино, как тут не вспомнить классика мирового кино, японского мэтра Ясудзиро Одзу, оставившего после себя богатое наследие — 54 картины. В Япония он - божество. Всякий раз, когда сюда приезжают мировые величины, они называют его имя в числе тех, кто повлиял на их творчество. Одзу умел снимать семейные истории — мудрые, простые, близкие любому человеку. Недаром один из его фильмов назывался «Вкус простой пищи».Часто его картины были трагическими, связанными со смертью и одиночеством. Они как река жизни. И учили воспринимать ее такой, какая она есть. Современному кино такое и не снилось.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру