Игорь Сандлер: "Гриша Лепс уехал в Сочи, а я - в Лондон"

Подробности создания первой англо-российской рок-группы оказались трагичными

Рубеж 80-х — 90-х годов богат самыми невероятными событиями не только в судьбах страны и мира. Глобальные перемены влияли, разумеется, на все аспекты жизни, в том числе на музыку и судьбы музыкантов. Были драмы, но в то же время открывались удивительные возможности, о которых прежде нельзя было даже мечтать. Когда еще могла появиться настоящая и первая в истории англо-российская рок-группа? Пожалуй, только в те сумасшедшие, тяжелые, но очень романтические и прекрасные годы. К сожалению, были и трагические события, гибель музыкантов, продюсера…

Подробности создания первой англо-российской рок-группы оказались трагичными
Послепродажный тюнинг. Передав «Индекс» Александру Серову, Сандлер проводил своего вокалиста Лепса обратно в Сочи.

В 1989 году из Англии прилетал в Россию известный продюсер Барри Уайт, почти полный тезка знаменитого американского блюзового певца. К сожалению, это знакомство с Россией случилось у Барри на излете его жизни, но все же мы успели с ним неплохо пошуметь и кое-что важное сделать. В то время во всем мире, и в Англии в том числе, возник громадный и очень доброжелательный интерес к России после начала перестройки — «Империя зла» неожиданно стала местом надежд и нового взгляда на лучшее будущее. Воодушевленный мир надеялся, что это навсегда, и с энтузиазмом стал открывать для себя новую Россию.

Барри очень интересовался российской культурой. В концертном зале гостиницы «Космос» он устроил прослушивание российских рок-групп, хотел выбрать один коллектив и устроить ему гастроли по Великобритании. Участвовало более тридцати ведущих российских рок-групп. К моему громадному счастью и удивлению, Барри Уайт выбрал мою группу «Индекс-398», которую я создал после ухода из «Интеграла». Об этом я рассказывал в одной из прошлых «Рок Stories».

После прослушивания мы с Барри познакомились и подружились. Он предложил мне поехать на гастроли в Англию, а также рассказал о том, что у него есть шоу памяти Элвиса Пресли «Forever Elvis». Доверительно поделился планами, скорее даже надеждой, привезти это шоу в Россию, но не очень ясно представлял себе, как это сделать. Я попросил у него промо и пошел в ВТО (Всесоюзное театральное общество), где председателем был титулованный и блестящий актер Михаил Ульянов, а его замом Эдуард Михайлович Смольный, великий режиссер концертных программ 70-х — 80-х гг., мой близкий друг, с которым мы сделали и провели много совместных туров по стране. Эдуарду Михайловичу я и предложил шоу Барри Уайта, он отнесся с интересом и помог организовать гастроли — по целой неделе сперва в Москве, а потом — в Санкт-Петербурге (тогда еще называвшемся Ленинградом).

«Выгоды перестройки». Британская пресса на рубеже 80–90-х гг. с энтузиазмом отслеживала гастроли «Индекса» и судьбу Red Rock.

Параллельно я готовил со сборной СССР по художественной гимнастике большую программу для гастролей по США. Мне предложили интереснейший проект: гимнасты показывают свои номера под сопровождение группы «Индекс», которая играет классику, разумеется, в рок-обработках — Равеля, Чайковского, других великих композиторов. Это было очень зрелищно и очень красиво.

Во время перерыва в репетициях мы завезли на репетиционную базу в ДК «Химик» маты, на которых дальше должны были репетировать гимнасты. Как сейчас помню этот трагический день: 3 декабря я заехал на эту базу, там были двое моих ребят — Михаил Жбрыкунов и Игорь Бондарев, они готовили аппаратуру к тем самым гастролям шоу Барри Уайта. Оставались ночевать на базе. Было морозно, и у ребят стояли обогреватели-рефлекторы за 3 рубля. Я привез им поесть, посмотрел, что все в порядке, что у них тепло, и уехал домой. В 6 утра звонок на домашний телефон, говорят: «Игорь, срочно приезжайте на базу!» Спрашиваю: «Что случилось?» Не говорят, только тревожно: «Приезжайте срочно!» Сел в машину, подъезжаю, а из нашего здания валит дым, пожарные, «скорая», милиция. На меня пожарные надевают маску, заводят внутрь, подводят к комнатке, где были ребята, показывают два обуглившихся скелета и спрашивают: «Узнаешь?»

Мне стало плохо, вывели на улицу. Экспертиза показала, что ребята легли спать, упала спиралька рефлектора, маты начали тлеть, ребята задохнулись еще спящими, потом все начало гореть. На меня завели уголовное дело как на руководителя группы, двое похорон: Игорь — сирота, у Михаила остались жена и дочка. Вся моя аппаратура, приготовленная для шоу Барри Уайта, сгорела. Ребят похоронили, дело закрыли, аппаратуру собрали по друзьям, шоу провели.

Во время этих гастролей Барри исполнилось 50 лет, он сказал, что посетить Россию было его мечтой, и она сбылась. Параллельно в Англии шла подготовка к гастролям «Индекса». Отправили туда посылки с плакатами и промороликами. Афиши висели в Ливерпуле, Манчестере, Норфолке, Лондоне и других городах. Это должен был быть первый тур советской рок-группы в Великобритании.

Но в январе произошла другая трагедия: погиб сам Барри Уайт, гастроли «Индекса» сорвались. Эти два удара судьбы меня заставили сесть и призадуматься. Я принял решение уехать в Англию и на базе группы Барри Уайта создать собственный коллектив. «Индекс-398» я отдал Александру Серову, подававший в ней надежды юный Гриша Лепс вернулся в Сочи, поскольку Серов сам был вокалистом хоть куда, а я уехал.

1988 г. Первая попытка Григория Лепса поймать микрофоном жар-птицу на рок-сцене в Москве с группой «Индекс 398». За клавишными справа - Игорь Сандлер.

В Англии родилась группа Red Rock, мы сделали оригинальную хард-роковую программу, и так я провел на Туманном Альбионе несколько лет. О нас писало много прессы, мы были достаточно популярны, чтобы забивать средней величины концертные залы, которые для большинства тамошних артистов и являются основными концертными площадками. Red Rock успешно гастролировали, но постепенно гастролей становилось все меньше, я часто уезжал в Россию, где музыкальная жизнь тоже бурлила ключом, а новые проекты плодились как грибы после дождя. Все это требовало внимания, заботы и личного присутствия. Окончательно группа перестала существовать к 1994 году, оставшись в истории первой и, кажется, последней полноценной англо-российской рок-группой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29113 от 13 сентября 2023

Заголовок в газете: Рок на пепелище

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру