В картине XVIII века реставраторы нашли спрятанного демона

Английский художник закрасил клыкастого персонажа из-за общественной критики

На картине восемнадцатого века нашли закрашенного демона с клыками. Реставраторам потребовалось полгода, чтобы восстановить полотно в первозданном виде. Работа «Смерть кардинала Бофорта» Джошуа Рейнольдса изначально подверглась критике за изображение фигуры «нечистого» в тени, и художник убрал её.

Английский художник закрасил клыкастого персонажа из-за общественной критики
Фото: National Trust

При подготовке к 300-летию художника Джошуа Рейнольдса реставраторы смогли восстановить первоначальный сюжет картины «Смерть кардинала Бофорта», сообщает The New York Times. Полотно вызывало споры, когда его впервые показали в 1789 году из-за демона, скрывавшегося в тени.

«Художнику-реставратору Софи Реддингтон потребовалось шесть месяцев, чтобы обнаружить место, где закрашен демон, и соединить воедино сюжет картины», — рассказала куратор выставки Эмили Найт. Она отметила, что реставрация сделала все на картине более четким, включая выражения лиц мужчин на заднем плане и кулак кардинала, сжимающий простыню.

На картине изображен эпизод из исторической пьесы Шекспира, действие которой происходит в эпоху короля Генриха VI, который унаследовал троны Англии и Франции. Он становится свидетелем смерти кардинала Бофорта, эта сцена изображена на картине. Монарх умоляет Бога о мирном упокоении кардинала, своего двоюродного дедушки, и заявляет: «О! Отгони злодея».

Когда картина была показана в Шекспировской галерее в 1789 году, изображение демона расстроило некоторых зрителей, которые считали, что его не следовало включать, потому что это не персонаж пьесы Шекспира. По словам Эмили Найт, в то время «просто неуместно было изображать физически что-то потустороннее».

Старший куратор Национального фонда по картинам и скульптуре Джон Чу заявил в пресс-релизе, что картина в то время вызвала больше споров, чем любая другая выставленная работа.

«Были даже люди, которые утверждали, что его следовало закрасить, — комментирует Чу, имея в виду нарисованного демона, — хотя записи разговоров с художником показывают, что он сопротивлялся таким попыткам изменить работу».

Старший куратор объяснил, что, хотя в литературе «считалось приемлемым представить идею демона как чего-то в сознании человека, но включение его визуально в картину придало ему слишком физическую форму».

Когда картину впервые выставили, один критик из лондонской газеты «Таймс» предположил, что «какой-то злодей осаждал вкус сэра Джошуа». Другой критик в ежемесячном литературном журнале «Аналитическое обозрение» заявил, что «смехотворная подлость демона уничтожает ужас, который является душой сцены». В обзоре картины в газете заявляется, что изображение демона «не делает чести художнику».

«Рейнольдс был труден для понимания консерваторов из-за экспериментального способа, которым он работал», — рассказывает старший национальный реставратор по живописи Национального фонда Бекка Хеллен. Она добавила, что более ранние реставраторы добавили несколько слоев краски, превратив «Смерть кардинала Бофорта» в «беспорядок неправильного толкования».

В конечном итоге потустороннее существо было спрятано под слоями краски и лака, создавая вокруг картины тайну до тех пор, пока в 2023 году демон не появился вновь после проекта реставрации Национального фонда.

После смерти художника Шекспировская галерея выставила второй вариант картины, из которой был исключен спорный персонаж. В 1805 году граф Эгремонт купил «Смерть кардинала Бофорта», и его семья подарила свою коллекцию произведений искусства Национальному фонду.

У картины, впрочем, были не только критики – нашлись и защитники. Среди них был дедушка Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин, который написал в 1791 году, что, включив в сюжет демона, автор картины «попытался расширить азбуку изобразительного языка».

Заместитель директора и главный реставратор Йельского центра британского искусства Марк Аронсон рассказал, что работы ведущего английского художника-портретиста XVIII века было «крайне сложно» реставрировать из-за его техники. В то же время Аронсон отметил, что реставрация прошла весьма «удовлетворительно».

«Глядя на фотографии до и после, — подчеркивает он, — мне кажется, у нас получилось избавиться качественно от этих очень толстых слоев желтого лака и вернуться к гораздо более яркой и точной картине».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру