В первых релизах зимы ностальгия по девяностым и Гуф с образцовым хип-хопом

Весточка из рехаба против ретромании

Первые релизы зимы могли порадовать публику с самыми разными пристрастиями, в том числе любителей хип-хопа и ретро. Гуф вернулся с шестым студийным альбомом, пестрая компания чемпионов разных чартов перепевает хиты тридцатилетней давности и, видимо, находит это очень забавным.

Весточка из рехаба против ретромании

ГУФ ПРИСЫЛАЕТ ВЕСТОЧКУ ИЗ РЕХАБА

Один из самых известных российских рэперов последовал совету написать о том, что ему хорошо известно, и этих знаний хватило на альбом из двенадцати треков. «Zапретное Место» можно назвать дневником, в котором Гуф день за днем фиксирует то, что с ним происходило во время очередного курса реабилитации, и все свои чувства, сопровождавшие этот нелегкий процесс. Повествование прикреплено к датам календаря, альбом начинается 21 марта с попадания в клинику, куда артиста привезли, как он сообщает, против его воли (этому посвящен первый трек «Добро Пожаловать»), и завершается через месяц попыткой быть оптимистом с «Аминь».

«Zапретное Место» из тех альбомов, что сразу же перетягивают внимание с музыки на слова. К тому же с музыкой здесь не происходит ничего экстраординарного. Все это очень Гуф. Ретроградный хип с предсказуемым битом и мелодекламациями. Пару раз артист отходит от своих привычных правил, добавляя латино-гитару в «Если Бы Не Она» и немного развлекаясь с трэпом в «Правилах Дома». Но слова здесь имеют куда больше значения.

Не очень-то легко вспомнить, кто из коллег Гуфа так откровенничал в своих строчках. Рэперы обожают хулиганские понты, любят читать про кеш, стаф и дам с низкой социальной ответственностью, наконец, весьма шаблонно рассказывают о молодости на районе и нулевых перспективах для ребят с окраин. Но Гуф берет совершенно другую высоту. Он предлагает полчаса лютого самокопания человека, который уже четверть века с разной степенью успешности борется с зависимостью и по-прежнему не понимает, как ее победить.

Он очень простыми словами рассказывает о том, что происходит в рехабе, и этот пересказ мрачного быта и не самых гуманных правил борьбы с собственными демонами впечатляет куда больше всех попыток местных больших и маленьких рэперов заявить о себе как о поэтах. Тревога и отчаяние, бывшая жена, бывшая подруга Кэти Топурия из группы «А-Студио» и бывший коллега по группе Centr Птаха, родители, сестра, наконец, голосовые сообщения врачей, от которых становится совсем невесело, — все это вложено в короткие, но иногда совершенно душераздирающие треки.

Если у любителей разложить все по полочкам возникнет желание составить шкалу крутости из альбомов Гуфа, то «Zапретное Место» на данный момент имеет шансы попасть на ее вершину.

ЗВЕЗДЫ 2.0 С ХИТАМИ ИЗ ПРОШЛОГО ВЕКА

Сборник «1993% хитов» стал еще одной попыткой навести современный фокус на шлягеры девяностых. В данном случае в работу пошли хиты тридцатилетней давности, и нужно признать, что 1993 год оказался настоящим клондайком.

Ко всем этим сокровищам, конечно, требуется аккуратный подход, что оказалось под силу далеко не всем участникам проекта. В «Поздравляю» от Игоря Николаева есть некая ресторанная манерность (наверное, потому песня и стала шлягером), но Mirele в своей адаптации напрочь убила ее холодным синти-попом. «Стюардесса по Имени Жанна» — сочинение не ахти какое сложное, но чтобы эти куплеты и припевы засверкали наивностью и пороком, нужно быть Владимиром Пресняковым. Dead Blonde попытались все представить по-своему, но получилось очень самодеятельно.

Zivert и ее команда очень старались наполнить «Я Куплю Тебе Дом» группы «Лесоповал» новыми смыслами и звуками, однако это тот случай, когда против лома нет приема.

Впрочем, Гио Пика довольно лихо разобрался с «Кольщиком» Михаила Круга. В беспощадный шансон грузинский певец добавил немного экзотики, и в сочетании с харизмой человека, познавшего жизнь, все неплохо сработало. В общем, свояк свояка видит издалека.

«Солдат Любви», программный хит группы «А-Студио», даже сейчас пугает совершенством, и, наверное, самый здравый выбор — попытаться все это скопировать. Иван Чебанов, который многим запомнился по шоу «Голос», от оригинала ушел недалеко и скорее выиграл, чем проиграл. Чего не скажешь о версии свиридовской «Никто Никогда» от группы Settlers. Участникам джаз-фолкового коллектива не откажешь в фантазии, однако здесь они перемудрили.

Как выяснилось, дворовый драйв большого хита Жени Осина «Плачет Девушка в Автомате» совсем неплохо ложится на утяжеленный рок, и в версии Максима Свободы песенка весьма эффектно преобразилась. «Бэтмену», бронебойному шлягеру группы «Русский Размер», повезло куда меньше. Участники GSPD в стремлении сделать идеальный танцевальный номер лишили песню всех брутальных калорий, и в итоге звучит она в отличие от оригинала скучновато.

В целом сборник скучным не назовешь, но, как и многие попытки поиграть с девяностыми, новое переосмысление снова подтвердило не очень новое наблюдение: сделать своей музыку тридцатилетней давности могут те, кто играет эмоциями, а не компьютерными программами. И таких артистов катастрофически мало.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29177 от 13 декабря 2023

Заголовок в газете: Образцовый хип-хоп против ностальгии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру