“Святой Георгий” метит в “Албанца”

Сегодня закрывается 32-й Московский международный кинофестиваль

Московский международный кинофестиваль подошел к концу, но в основном конкурсе так и не нашлось фильма, который безоговорочно можно было бы назвать достойным главного приза. О претендентах на остальные награды кинофестиваля — в материале “МК”.
Сегодня закрывается 32-й Московский международный кинофестиваль

Обещание организаторов, данное еще до начала фестиваля — что этот киносмотр позволит странам бывшего соцлагеря расквитаться в своих фильмах с неоднозначным советским прошлым, — режиссеры конкурсных картин восприняли слишком буквально.


— Все как один эти режиссеры относятся исключительно негативно к советскому прошлому, — говорит член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Ольга Галицкая. — Более того, их тревожные высказывания, которые появились более-менее в одно время, — это посыл и в сегодняшний день тоже. Судя по всему, Россия до сих пор сильно напрягает своих соседей.


Но если отвлечься от политики, то можно выделить несколько запомнившихся в конкурсе картин. Главной претенденткой на лучшую женскую роль я бы назвала Гудрун Риттер в фильме “Берлин. Боксхагененн плац”. А режиссер этого фильма, Матти Гешоннек, одно время учился на режиссерском факультете во ВГИКе, но, недоучившись, вернулся в ГДР. Так что вручение какой-нибудь награды его фильму на ММКФ можно было бы расценивать как своеобразную защиту диплома ВГИКа. Лучшей мужской роли, чем у Мики Манойловича из “Беса”, я так и не увидела.


Как-то отметить надо венгерского режиссера Марту Мессарош, представившую в конкурсе свою новую картину “Последний донос на Анну”. Хотя бы из вежливости к ее долгой кинематографической карьере. Заметной была картина “Дорогая Элис” Отмана Карима, который уже получал не так давно главную награду ММКФ. Его новый фильм следует модной структуре повествования в стиле “Магнолии” и “Вавилона”, когда пересекаются сразу несколько на первый взгляд не связанных друг с другом историй.


Приз зрительских симпатий однозначно у “Розочки” Яна Кидава-Блоньского. В фильме снова раскрывается уже знакомая нам тема соцлагеря, задавившего все человеческое в людях. Но кино вышло зрительское. Не зря оно уже успело получить главный приз на фестивале в Гданьске.


Еще из хорошего — картина Йоханнеса Набера “Албанец”. Приятное кино, которое было бы глупо пропускать в раздаче призов в этом, на мой взгляд, невыдающемся конкурсе. Тематически фильм пересекается с картинами “Гастарбайтер” Юсупа Разыкова и “Другое небо” Дмитрия Мамулия из конкурса недавно закончившегося “Кинотавра”, которые сейчас отправятся в Карловы Вары. Главный герой фильма — албанец, находящийся в сложных условиях в Германии. Он не может толком найти работу, из-за чего у него вскоре начинаются проблемы с девушкой.


Думаю, именно из этих трех картин: “Албанец”, “Беса” и “Берлин. Боксхагененн плац” — жюри и выберет лауреата “Золотого Святого Георгия”.