О ковбое в Белом доме

В США состоялась премьера скандального фильма — биографии Буша

Когда Голливуд делает фильмы об американских президентах, он непременно превращается в “Мосфильм” советской эпохи. Так в “Восходе солнца в Кампобелло” Рузвельт вопреки фактам побеждает паралич и демонстрирует “лав стори”, которой не было и в помине. Особняком от этой голливудско-мосфильмовской продукции стоят фильмы блудного сына американского кино Оливера Стоуна...

В прошлую пятницу в 2 тыс. кинотеатрах США состоялась премьера нового фильма Стоуна из его “президентской” серии. Фильм называется “W.”. Здесь, в Америке, эта буква не требует расшифровки. Она — инициал, стоящий между именем Джордж и фамилией Буш. Именно по букве “W” отличают 43-го президента США от 41-го, его отца, Буша-старшего.

Взявшись за экранизацию жизни Буша-младшего, Стоун замахнулся на то, что до него никто не осмеливался делать: создать образ президента, который не только еще жив, но который еще находится в Белом доме (!). Поэтому нужно воспринимать фильм Стоуна как киножурнализм. Не случайно, когда я смотрел “W.”, то буквально на каждой реплике, на каждом кадре ловил себя на том, что я уже писал обо всем этом в газетах — и о пьяных загулах, и о том, как Лора заставила его бросить пить, а также о том, как внезапно W “нашел Бога” и даже о том, как “по велению Бога” он стал добиваться президентства. Но если журналистские материалы — это “путеводитель по Бушу”, то фильм Стоуна — это путеводитель по душе Буша.

Пружина сюжета фильма — это, если можно так сказать, эдипов комплекс сына в отношении отца. А в остальном он построен хронологически. Однако затасканная фраза Маркса об истории, повторяющейся дважды: сначала как драма, а затем как фарс, к “W.” неприменима.

Стоун находит Буша “симпатичным”. По словам режиссера, Буш “нетерпелив, обладает ограниченным кругозором, забияка”, но одновременно “магнетичен, хороший отец, хороший муж, хороший друг”. В фильме мы видим и то и другое, хотя несколько рискованные будуарные сцены с полуобнаженной первой леди вызывают определенную неловкость.

Кроме того, Стоун не педалирует тему ближайшего окружения Буша, давая лишь его зарисовки. Вот злой гений и Мефистофель Буша — вице-президент Чейни (его блестяще играет маститый Ричард Дрейфус); вот подхалимка и подпевала Кондолиза Райс, подсиживающая госсекретаря Пауэлла; вот самовлюбленный шеф Пентагона Дональд Рамсфелд; вот верхушка ЦРУ, подтасовывающая факты в угоду боссу, ищущему предлог, чтобы развязать агрессию против Ирака.

Они дергают Буша за веревочки, но верховодит ими он, поскольку миссия “насаждения демократии на Ближнем Востоке” поручена ему “самим Всевышним”. Роль президента Буша играет актер Джош Бролин — сын знаменитой актрисы и певицы Барбры Стрейзанд, которую величают “разъяренной фурией” демократической партии. Ее ненависть к Бушу настолько велика, что она поначалу запретила сыну играть роль президента, хотя и знала, что Стоун ее единомышленник.

В исполнении Бролина Буш опасный в своей слепой вере и самоуверенности посредственный человек, которого связи и деньги вознесли на самый пик власти. С такой высоты люди кажутся ему лилипутами, но и людям он видится отнюдь не Гулливером. Мы симпатизируем ему, когда его посвящают в студенческое братство и насильно вливают в глотку “Столичную”, когда он лихо отплясывает с очередной герлфренд на стойке бара. У него заразительная улыбка. Но когда он ест и пьет — сначала виски, а затем только кока-колу, — он неприятно чавкает и пальцем чистит зубы. От этого становится противно, аура симпатии исчезает. Стоун как бы говорит: W стал угрозой не потому, что он по натуре плохой человек и тем более злодей, а потому, что оказался не на месте и не в то время.

Стоун снял “W.” в рекордно короткий срок — за 46 недель, потратив скромную для такого фильма сумму — $30 млрд. Хотя противники Буша говорят, что Стоун опоздал, что такой фильм имел бы большее значение, появись он четыре года назад, сторонники Буша утверждают, что Стоун специально приурочил свой фильм к финалу президентских выборов, чтобы помочь Обаме одолеть Маккейна — продолжателя политики Буша. Но и те и другие не правы, ибо “W.” Стоуна не пропаганда, а художественное произведение, и судить о нем можно только с этой точки зрения.

Трейлер фильма "Буш-младший":

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру