Шеф-повар циничных блюд

Жан-Пьер Жене: “У каждого президента есть друг, торгующий оружием”

Жан-Пьер Жене: “У каждого президента есть друг, торгующий оружием”
Угрюмое выражение лица Жан-Пьера Жене отлично сочетается с циничными остротами, которые он отпускает с завидной регулярностью. Известность к режиссеру пришла после черной комедии “Деликатесы”, а мировая слава — после триумфальной “Амели”. Пять лет спустя он возвращается с фильмом “Неудачники”. Историей про то, как парень с пулей в башке играючи расправляется с крупными торговцами оружием.

— Главный герой “Неудачников” легко перебирается через высокие заборы. Чистый Джеймс Бонд!  

— Спасибо, хотя я больше вдохновлялся фильмом “Миссия невыполнима”. Что касается Бэйзила, то нельзя забывать: ему помогали друзья. В частности, гимнастка, которая умеет так свернуться, чтобы поместиться в небольшой чемодан. Кстати, актриса, которая ее сыграла, родом из России. В свое время выступала в Германии в эротическом шоу. При этом персонажи фильма не какие-нибудь супергерои. Мне нравится снимать кино про людей, которые включают воображение, пользуются своей головой, а не сверхъестественными способностями.  

— Оригинальное название фильма — “Микмакс”. Что значит это слово?  

—Микмакс — род манипуляций, клубок интриг. Это настолько древняя французская идиома, что, подозреваю, точного ее значения не знает уже никто. Конечно, я мог бы снимать и на английском. И, возможно, тогда бы мой фильм посмотрело гораздо больше людей. Но так уж вышло, что французский я люблю больше.  

— Что не помешало вам снять в Голливуде четвертую часть “Чужого”.  

— Да, это был ценный опыт. Самый лучший комплимент на этот счет мне сделал мой друг Матье Кассовиц. Он сказал, что “Чужой-4” на 100 процентов фильм Жене. Разве что с инопланетянами.  

— Ваш новый фильм довольно жестоко высмеивает торговцев оружием.  

— Я достаточно много времени провел в разговорах с людьми из этой индустрии, но не стоит смотреть на мое кино как на документ. Это полностью результат моего воображения.  

— Что же там делает фотография Николя Саркози в обнимку с оружейным бароном?  

— Все знают, как выглядит президент Франции, и глупо было бы показывать вместо Саркози кого-то другого. Да это бы ничего не изменило. Мне кажется, у любого президента обязательно есть друг, который продает оружие. Остальные персонажи выдуманные. Просто я люблю делать что-то красивое, понимаете? Это не реалистично, это эстетично.  

— Да, в фильме “Амели” вы так сняли Париж, как мало кому удавалось.  

— Я очень люблю этот город, и рад, что снова вернулся в него со своей съемочной группой. Мне в принципе нравятся города, в которых много природы. На природе выходят самые зрелищные панорамы.  

Но вообще все дело — в тщательной подготовке. Я прислушиваюсь к мыслям, что роятся в моей голове, и тем словам, которые говорят вокруг. Все, что заставило меня засмеяться, аккуратно записываю на клочках бумаги, которые храню в одной коробке. Как только таких идей набирается столько, что крышка с трудом закрывается, я сажусь писать сценарий. Только в такой последовательности.  

— Как вам удается добиваться зрелищности при не самых больших бюджетах?  

— Снимать кино — все равно что готовить. У каждого шеф-повара есть фирменное блюдо, любимые ингредиенты, с которыми он справляется лучше остальных. Моя задача — подарить зрителям как можно больше эмоций. Чуть-чуть испугать, где-то растрогать. Нужно понимать: зрелищны не спецэффекты, а человеческая фантазия.
Конечно, можно отпустить с поводка воображение и напридумывать все что угодно. Но кто будет за это платить? Мои фильмы не очень дорогие, верно. Это единственный способ продолжать работать в то время, когда весь мир до сих пор переживает последствия кризиса. Хотя мне искать средства чуть проще, чем молодым режиссерам. Я все-таки снял несколько успешных фильмов. Правда, если посмотреть на сборы “Аватара”, можно задуматься, был ли это успех. (Улыбается.)  

— Вы сняли фильм о торговцах оружием, при этом само оружие остается почти без дела.  

— После “Амели” я понял, что можно снимать хорошее кино и без насилия. В “Неудачниках”, кажется, всего два выстрела за весь фильм. Я не люблю драки, взрывы. По-моему, смотреть на это в кино уже слишком скучно. Я предпочитаю воздействовать на чувства человека, а не на барабанные перепонки.  

— Над каким фильмом работаете сейчас?  

— А у вас есть хорошая идея для меня? Нет? Ну что же, придется снова отдуваться самому. На самом деле я был влюблен в книгу “Милые кости” и мечтал ее перенести на экран. Можете представить мое негодование, когда узнал, что права на экранизацию отошли Питеру Джексону? Так что пока я в творческом поиске.  

— Жан-Пьер, каким человеком нужно быть, чтобы придумывать настолько трогательных персонажей?  

— Думаю, чувство юмора может вам сильно в этом помочь.  

— А любовь?  

— Хм... Может, секс?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру