ВТОржение на рынок?

25.03.2013 в 15:37, просмотров: 2291

Уже более полугода на российской экономике красуется гордое клеймо ВТО. Для россиян шесть месяцев в торговой организации пролетели в общем-то незаметно: абсолютное большинство граждан не почувствовало никакой разницы «до» и «после». Однако расслабляться рано, ведь все «прелести» ВТО у нас еще впереди.

ВТОржение на рынок?
Фото: wto.org

Первые пару недель в ВТО россияне вели себя как настоящие ипохондрики: нервно вслушивались в сигналы, исходящие от организма, в надежде найти хоть какой-то намек на болезнь. Прошло полгода, но отечественные заводы продолжают выпускать никудышные машины, люди все так же трудятся на низкооплачиваемых работах, а огурцы из Воронежской волости по-прежнему имеются в свободной продаже. По результатам опроса, проведенного порталом Rabota.ru, 87% респондентов не почувствовали никаких изменений после вступления России в ВТО, и лишь 7% заявили, что заметили разницу.

Но Федеральная таможенная служба не привыкла доверять ощущениям и на днях порадовала россиян сухой статистикой. По данным ведомства, в январе-феврале этого года импорт товаров из стран дальнего зарубежья вырос на 10,3% по сравнению с тем же периодом 2012 года. Причем значительно увеличились закупки заграничных продуктов питания: овощей — на 26,1%, фруктов — на 14,6%, молочных продуктов — на 13,4%. Еще лучше ситуация сложилась для зарубежных фармацевтов, которые смогли увеличить импорт своей продукции в Россию на 40,6%. Не отстают от них и парфюмеры-косметологи, которые добились 36,6% роста.

Эти, в общем-то, внушительные цифры — лишь вершина айсберга. Не стоит забывать, что для разных групп товаров существуют свои переходные периоды, в рамках которых пошлина снижается постепенно. Например, пошлина на фармацевтическую продукцию достигнет своего минимума в 5-6% к 2016 году (до вступления в ВТО она составляла 15%), а пошлина на легковые автомобили снизится с 25% до 15% лишь к 2019 году. По мнению чиновников, этого времени достаточно, чтобы подготовить отечественного производителя к конкуренции с Западом. Однако если уже сейчас импорт растет как на дрожжах, то несложно догадаться, какое будущее ждет российские прилавки через 5-7 лет.

Тут, конечно, надо напомнить российским ценителям немецких машин и бельгийского шоколада, что далеко не все импортное — хорошего качества. Турецкие помидоры, которые не пахнут помидорами, польские яблоки, которые могут нарядно сверкать на прилавке два-три года — такого добра и сейчас хватает в наших магазинах, а станет еще больше. Правда, надо отметить, что власть все же решила не оставлять российские желудки один на один с зарубежной снедью. На днях, 6 марта, министр сельского хозяйства России Николай Федоров и генеральный директор Международного эпизоотического бюро Бернар Валла подписали соглашение об открытии специального бюро, которое будет заниматься мониторингом качества импортных продуктов питания, поступающих в Россию. Контроль, безусловно, нужен, однако о его эффективности пока еще рано судить. Международное бюро не руководствуется российскими ГОСТами и прочими ТУ и определяет степень вреда от продукта по собственным критериям. И если раньше Онищенко одним мановением руки мог запретить латвийским шпротам въезд в Россию, то теперь на подобное решение уйдет намного больше времени, да и не факт, что оно будет принято.

Несмотря на то, что серьезных негативных последствий от вступления России в ВТО пока не видно, россияне, как и полгода назад, с большим недоверием относятся к этой идее. 53% пользователей сайта Rabota.ru считают, что участие в ВТО приведет лишь к полному развалу отечественного сельского хозяйства и производства. 23% опрошенных полагают, что никаких серьезных изменений не произойдет. В то же время 6% рассчитывают на снижение цен на импортные продукты, а 11% надеются, что отечественные товары из-за конкуренции станут более качественными. В любом случае оценить итоги вступления России в ВТО получится лишь через 6-7 лет, когда закончатся переходные периоды для всех групп товаров. И вполне возможно, что это время — последняя возможность россиян лицезреть отечественные продукты на прилавках магазинов.

Автор: Алексей Киндялов, Rabota.ru