На пиво и сидр в России могут ввести минимальную розничную цену

С пеной у рта

В России могут установить минимальные розничные цены (МРЦ) на пиво и сидр. Тема введения минималки муссируется уже несколько лет, но если раньше Минфин считал аргументацию небольших производителей, выступавших за это новшество, неубедительной, то теперь министерство намерено проработать вопрос о госрегулировании цен на слабый алкоголь. Тем более что финансовое ведомство призвали к этому депутаты Госдумы. Чем это обернется для российских потребителей, разбирался «МК».  

С пеной у рта

Минфин сообщил о том, что в настоящее время рассматривает обращение депутатов насчет госрегулирования цен на пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Чиновники объяснили необходимость этой меры тем, что дополнительное регулирование позволит снизить нелегальный оборот слабого алкоголя, обеспечить конкуренцию, а также принесет дополнительные доходы в бюджет.

Сейчас, напомним, уже регулируются цены на водку, бренди, коньяк и алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Кроме того, установлена минимальная розничная цена на игристые вина.

Между тем еще в феврале 2020-го некоторые участники рынка просили установить МРЦ на пиво. Союз российских пивоваров (СРП) в письме Минфину указал, что российский рынок «перенасыщен так называемым акционным пивом по критически низким демпинговым ценам». Разногласия о минимальной цене привели тому, что три крупнейших производителя — на них приходится около 70% производства в России — демонстративно вышли из Союза.

Против введения МРЦ выступает комиссия РСПП, а также крупные игроки рынка. Большие корпорации не заинтересованы в установке минималки. Они могут продавать товар по бросовым ценам — обороты позволяют. Небольшим региональным производителям из-за демпинга гигантов приходится снижать цены на свою продукцию до себестоимости, чтобы хоть как-то удержать потребительский спрос. Минфин был солидарен с гигантами рынка и считал преждевременным введение минимальных цен на пиво.

Тема получила продолжение в 2022-м. Тогда Минфин, Минпромторг и Минэкономразвития снова посчитали введение минимальных розничных цен на пиво нецелесообразным. Против выступала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Введение МРЦ на пиво в комплексе с повышением акциза в 2022 г. может привести к росту розничных цен на пиво и пивные напитки», – говорил представитель службы. В результате минималку не ввели, но цены все равно выросли.

С апреля прошлого года пивовары стали повышать цены на конечную продукцию сразу на 5–20% из-за подорожания тары и сырья. Специалисты отмечали рост цен на солод, хмель, соки, алюминиевые банки, пленку, упаковку и этикетки. Летом 2022-го Росстат признал, что за год рост цен на пиво составил 107,16%. 

Сейчас крупные игроки слабоалкогольного рынка считают, что под «госрегулированием цен на пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху» понимается как раз-таки введение минимальных розничных цен на эту продукцию. Если это так, то мера повысит маржинальность нелегального производства и оборота. По мнению Ассоциации производителей пива, солода и напитков, объединяющей крупнейших игроков российского рынка, введение МРЦ приведет к росту потребительских цен, что критично в условиях сокращающейся покупательной способности населения.

Ранее глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин отмечал, что в России вырастет спрос на коктейли, сидры, медовуху и пиво. При этом, по его словам, сегодня на пиво уже приходится 80% всей выпиваемой алкогольной продукции. «Пивные напитки зачастую производятся нелегально, это дешево, но не всегда безопасно. Хотя подобные напитки сегодня спокойно продаются в магазинах», — говорил он.

Крупные игроки пивного рынка, независимо от того, введут ли в России минимальную розничную цену или нет, будут чувствовать себя хорошо, а вот небольшим производителям придется тяжело — конкуренцию с продукцией пивоваренных гигантов выдержать будет очень трудно, считает член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. По ее словам, большая часть игроков — до 90% - рискует покинуть рынок.

«Конкурировать с крупными игроками, у которых есть доступный капитал, большая прибыль, возможности для демпинга, они не смогут, — убеждена эксперт. — Рыночные силы малых и крупных производителей несоизмеримы. Гиганты могут месяцами работать в минус, лишь бы убрать своих конкурентов с рынка».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29142 от 24 октября 2023

Заголовок в газете: С пеной у рта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру