Несмотря на начало весенней сессии Госдумы, журналисты, собравшиеся в “МК” на пресс-конференцию заместителя председателя ГД РФ Валерия Язева, интересовались в первую очередь газовым конфликтом между Украиной и Россией. Что вполне объяснимо, поскольку Валерий Афанасьевич еще и президент Российского газового общества. На эту же тему с парламентарием побеседовал и корреспондет “МК”.
— Валерий Афанасьевич, как можно сейчас охарактеризовать влияние ситуации с газовым конфликтом для России?
— Мы несем колоссальные потери, финансовые, имиджевые. Под угрозу поставлена репутация России как надежного партнера для Европы в энергетической сфере. Все, что нарабатывалось десятилетиями в области поставок газа, нефти, переработки урана — все может быть перечеркнуто действиями украинской стороны.
— Но вот Украина говорит, что ей необходим технический газ для обеспечения транзита.
— Скажите, вы когда в такси садитесь, вы платите таксисту за то, чтобы он вас довез до места назначения, или еще отдельно ему оплачиваете сверх того стоимость бензина, амортизации автомобиля и так далее? Украина в этой ситуации — тот же таксист, который по действующему контракту обязался обеспечить доставку от одного места в другое.
— Я знаю, что вы только что вернулись из Европы. Каково отношение Европарламента к этой ситуации?
— На этот раз, в отличие от 2006-го, когда подобная история происходила в несколько меньших масштабах, в Европе отношение к конфликту гораздо более взвешенное. Европа не хотела бы вмешиваться в спор, но иного выхода практически не осталось.
Но, не скрою, Европарламент готовился принять во многом антироссийскую резолюцию, в которой в качестве некоторых мер планировалось прописать возможность применения санкций. Нам удалось отбить эту атаку и склонить Европарламент к более взвешенному подходу.
— С другой стороны, ведь европейцам нужны не заверения и резолюции, а газ. А контракты они заключали именно с российским “Газпромом”…
— Конечно, в первую очередь им нужен газ. У них летом выборы в Европарламент. Но мы же не можем и не будем пытаться силой открывать украинские трубопроводы. А именно Украина не пускает сейчас российский газ в Европу.
Газовая тематика — самая главная во внутриполитической жизни Украины. Действующие там политические силы мешают своим конкурентам достигнуть прогресса в решении этой проблемы, чтобы не дать им преимущества на выборах. Это главный тормоз. Технически же все решается в сжатые сроки. Это я вам говорю как специалист, много лет отработавший именно в газотранспортной системе.
— И все же, что надо делать сейчас?
— Надо в первую очередь возобновлять транзит газа. Это в интересах и Украины, и России. А потом уже договариваться по остальным условиям.
А еще, конечно, надо строить дополнительные транспортные пути: “Северный поток”, “Южный поток”. Многие почему-то считают, что эти проекты затеяны в пику существующим газопроводам и странам-транзитерам. А это совсем не так. Да, они идут в обход, но работать будут не вместо, а вместе. К 2020 году, чтобы России, к примеру, сохранить свою нынешнюю долю (27% ) на газовом рынке Европы, надо будет увеличить поставки газа на 100 млрд. кубов в год.
Так что работы на всех хватит.