Труба в пакете

Европейцы запутались в “энергетических” документах

Энергетическая хартия ЕС полностью противоречит недавно принятому “третьему энергетическому пакету”. Что будет в такой ситуации с энергобезопасностью Европы — непонятно. Ясно одно: отношения России и ЕС продолжают накаляться.

Газовый вопрос продолжает оставаться в центре энергетического диалога России и ЕС. Европейцы хотели бы получать российский газ гарантированно и подешевле, но желательно, чтобы Россия в этом процессе участвовала по минимуму. А лучше, по их мнению, вообще свести роль России к статусу продавца на своей границе и отсечь ее от транзитных функций.  

По мнению президента Российского газового общества Валерия Язева, позиция Евросоюза по газовому вопросу не слишком ясна. Апрельский “третий энергетический пакет” кардинально противоречит принятой в 1991 году Энергетической хартии ЕС. Смысл договора к Хартии (ДЭХ) сводится к либерализации энергорынков и облегчению доступа к инвестициям в ТЭК. При этом документ признает “государственный суверенитет и суверенные права в отношении энергетических ресурсов”, требуя лишь содействия доступу к ресурсам “путем недискриминационного распределения… контрактов на поиск и разведку энергетических ресурсов или на их эксплуатацию или добычу”. Иными словами — думайте сами, решайте сами.  

“Третий пакет”, принятый этой весной, предлагает на выбор несколько вариантов работы: крупные холдинги обязаны продать транспортные сети независимому оператору и не иметь в них контрольного пакета либо остаться собственниками сетей, но отдать их в управление “независимому оператору системы”. “ЕС противоречит сам себе. Хартией они открыли доступ инвесторам в ТЭК, а “третьим пакетом” закрыли”, — отмечает Язев. По мнению президента РГО, у России есть два выхода: либо продолжать участие в процессе ратификации Энергетической хартии, либо пытаться отстоять свои предложения.  

Ритуальные танцы на мировом газовом рынке приобретают новый ритм: ЕС ищет пути транзита газа из азиатских государств в обход нас. Россия же, в свою очередь, пытается остаться энергетической сверхдержавой и обойти Украину на пути в Европу. Проект газопровода “Набукко”, которым европейцы грезят уже давно, по словам Язева, двигается, но трудно и тяжело, со скрипом. Процесс по российским газопроводам — “Северному и Южному потокам” — идет куда бодрее: при благоприятных условиях “Северный поток” введут в эксплуатацию в 2011 году, а “Южный” — в 2014—2015-м. “Если рассматривать “Южный поток” и “Набукко” с точки зрения рисков, наполнения, транзитных стран, то я отдаю предпочтение, безусловно, нашему проекту. И как эксперт, и как политик”, — заявил Язев. Этот газопровод, по его словам, вполне может составить альтернативу украинским сетям, “о которые мы постоянно спотыкаемся на пути к энергобезопасности”. При этом Язев не исключает повторения январского “транзитного ступора”: “Причины, которые привели к проблемам с поставками газа, не только не исчезли, но и обострились. Не хотелось бы кликушествовать, но я допускаю прерывание транзита”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру