Над пропастью во G

Министры “двадцатки” надеются на лучшее, но готовятся к худшему?

Говорить о начале конца глобального экономического кризиса пока еще рано. Это показал состоявшийся в минувшую субботу в Лондоне саммит финансовой “двадцатки”. Несмотря на то что для некоторых европейских стран самые тяжелые времена остались позади, главы финансовых ведомств и Центробанков 20 крупнейших государств мира считают, что почивать на лаврах было бы преждевременно.

Оптимистичный настрой исходил в первую очередь от Франции и Германии — стран, где уже стали появляться первые признаки устойчивого развития. Еще до начала саммита они предлагали начать программу выхода из антикризисных мер государственной поддержки экономики. Однако премьер-министр Великобритании Гордон Браун, открывая лондонский саммит, назвал подобный подход “серьезной ошибкой”. Проект коммюнике показывает, что к мнению Брауна прислушались.  

Министры G20 не обошли стороной и вопрос выдачи бонусов топ-менеджерам. “Мы пытаемся сделать так, чтобы руководящие работники — те, кто влияет на то, как работает компания, — были привязаны к условиям, которые заставят их думать о долговременных перспективах, — сказал министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг. — И, что самое важное, чтобы можно было отобрать у них полученное в том случае, если из-за неправильной оценки ситуации они не добиваются нужного результата”. В согласованном проекте заявления сказано, что выплата премий должна производиться только через несколько лет — когда станет очевидным позитивный результат деятельности того или иного менеджера. Предлагается также включать в контракты банкиров пункт, согласно которому бонус придется вернуть в том случае, если по прошествии времени их решения окажутся неверными. Кроме того, премии предполагается выплачивать не деньгами, а акциями компаний — таким образом, финансовое положение менеджеров будет напрямую зависеть от успеха их компаний.  

Помимо прочего министры финансов стран G20 договорились, что санкции против так называемых налоговых гаваней — стран, где предлагаются льготные условия налогооблажения для вкладчиков, — будут вводиться с марта 2010 года. Напомним, что еще в 2000 году Организация экономического сотрудничества и развития начала составлять списки “налоговых гаваней”. В настоящее время, однако, черный список ОЭСР пуст, поскольку формально все страны, славящиеся льготным налоговым режимом, согласились присоединиться к международному стандарту. В 2009 году на такие уступки, в частности, пошли Австрия, Андорра, Лихтенштейн, Монако и Швейцария.  

Накануне встречи к G20 обратились министры финансов стран БРИК. Многие были недовольны нынешней ситуацией, при которой такая страна, как Китай, имеет те же права при голосовании в МВФ, как Голландия, несмотря на явную разницу в масштабе их экономик. В ответ на это G20 согласилась “существенно повысить представительство стран с быстроразвивающимися рынками”. Как сообщил глава МВФ Доминик Стросс-Кан, процесс пересмотра квот будет завершен в январе 2011 года.

Инга КУМСКОВА.

СТРАХ ПЕРЕД W

Одним из главных действующих лиц на прошедшей в Лондоне встрече “Большой двадцатки” стал руководитель российского Минфина Алексей Кудрин. Который подвел черту под совещанием всемирных финансистов очередными заявлениями о судьбе отечественной экономики. Как это стало модным, из Лондона. Наверное, оттуда масштабы российской экономики видятся четче и яснее.  

“Мы надеемся, что будем выходить из кризиса по L- (плавный выход) или V-образной (резкое возобновление роста) траектории”, — обрисовал он перспективу России. И тут же добавил: “Я не могу точно сказать, будет ли W-линия выхода из кризиса. Мы все беспокоимся за это, но надеемся, что этого не произойдет”. (W-линия означает, что нынешний небольшой подъем сменится еще более глубоким спадом. — “МК”.)  

Как это напоминает диагноз консилиума врачей в сказке про Буратино: “Больной скорее жив, чем мертв”. — “Нет, больной скорее мертв, чем жив”. С одной стороны, г-н Кудрин заявляет: “Наш прогноз — Россия в третьем квартале будет иметь рост по сравнению со вторым кварталом, и это будет выходом России из рецессии”. С другой — тут же поправляет сам себя: “Когда говорят о неопределенности, это означает, что, несмотря на весь рост, все боятся, что может произойти какая-то новая волна (кризиса)”.  

На фоне такой неопределенности предсказание министра: “Наш новый прогноз позволяет говорить, что результатом 2012 года станет восстановление ВВП России на докризисном уровне” — следует считать не ориентиром для отечественной экономики, а очередной вероятностью. “То ли будет, то ли нет. То ли бабка, то ли дед”.

Александр ГРИШИН. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру