Бонус-придирки задним числом

Депутаты захотели заглянуть в личные кошельки банкиров

Очередная парламентская инициатива, озвученная спикером нижней палаты Борисом Грызловым, по проверке бонусов, получаемых топ-менеджерами российских коммерческих банков, вполне подходит под характеристику, данную Пушкиным русскому бунту, — “бессмысленный и беспощадный”.  

Напомним, о чем речь. В минувшую пятницу Борис Грызлов поручил Комитету по финансовому рынку Госдумы запросить у всех российских банков, “в том числе и с госучастием”, информацию о вознаграждениях их руководителей и топ-менеджмента. К следующему пленарному заседанию, 16 сентября, информация уже должна быть подготовлена. Такие вот сжатые сроки. В кризис не до “жевания соплей”. Тем более что последнее премьер явно не уважает.  

По всей видимости, на столь радикальные шаги спикера ГД подвигнула не только инициатива депутата Виктора Илюхина, ранее озаботившегося бонусами в крупных банках с госучастием, но и сообщения о подобном ограничении вознаграждений банкиров в ряде иностранных государств. А также ряд заявлений главы Минфина Алексея Кудрина и руководства Банка России об ограничении бонусов в период кризиса. Эта тема подробно обсуждалась и на встрече глав Минфина и Центробанков “Большой двадцатки”, прошедшей в первой декаде сентября в Лондоне. В Голландии банкиры сами решили выплачивать бонусы в связи с результатами работы банков. В США бонусы в банках, воспользовавшихся финансовой госпомощью, не будут выплачиваться до тех пор, пока последний цент из полученных от государства средств не будет ему возвращен. Подобные инициативы реализуются сейчас и во Франции, и в Италии, и в других странах. Есть лишь один нюанс, который наши парламентарии каким-то образом не смогли увидеть. Все эти ограничения касаются только тех компаний и коммерческих организаций, которые получили помощь от государства во время кризиса.
Вот только представитель правящей в нашем отечестве партии, как это часто случается, не стал разделять ни козлищ, ни агнцев, а свалил всех в одну кучу.  

Спрашивается, какое дело г-ну Грызлову и его фракции, как и всем остальным парламентариям, до обычного коммерческого банка, который тихо сидит и никого не трогает. А самое главное, ни у кого ничего не просит. И в чем он перед господином Грызловым должен отчитываться? Если по действующему законодательству любого рода отчеты регламентированы и адресованы соответствующим органам — Банку России, налоговой службе, финансовой разведке и т.д. Для подобного вмешательства в бизнес господам парламентариям нелишне было бы для начала переписать законы, поскольку никаких правовых оснований у них для подобного рода действий не имеется. А представление подобной информации парламенту со стороны соответствующих служб можно квалифицировать как нарушение ими же принятого законодательства.  

Если подходить к ситуации с логических позиций, то для принятия каких-то мер надо бы к тому же разграничить даже те банки, которые получали госпомощь. Одни брали деньги для кредитования предприятий реального сектора экономики. Зачастую даже под госуказку — кого, на сколько и под какие условия кредитовать. Сами при этом не испытывая особенных проблем. Для других деньги, предоставленные ЦБ, являлись спасительной соломинкой, которая позволила поддержать собственную ликвидность и не утонуть. Но такие нюансы, наверное, тоже слишком мелки для российских парламентариев.  

Вообще-то, строго говоря, о подобных ограничениях государству следовало объявлять в самом начале процесса. Так, как это происходило, например, в тех же США. Где про бонусы было объявлено еще до того, как началось антикризисное финансирование. Но у нас чуть ли не все делается задним числом.
Самое удивительное, что ни одного возгласа протеста из банковской среды в ответ не прозвучало. Такое ощущение, что бизнес дошел до состояния советского народа из анекдота, когда рабочих в период начала гласности собрали и приказали им протестовать и выдвигать требования. На что те ответили гробовым молчанием. И лишь когда им пригрозили, что если не выдвинут требования, то их завтра всех повесят, над суровой толпой поднялась одинокая рука:  

— Скажите, а мыло с веревкой с собой приносить или на месте выдавать будут?  

Одним словом, колхоз — дело добровольное.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру