Для тех, кто не помнит, — немного истории. Россия уже имела опыт контрольной минимальной цены на народный напиток в “лихие девяностые”. Впервые она появилась в 1998 году (порядка 20 рублей). Продавцов, рискнувших демпинговать, штрафовали. А попавшихся еще раз лишали лицензии на торговлю алкоголем. Тогда это сработало очень эффективно, а главное — оперативно. Уже в 1999 году рынок легальной водки вырос на 60%.
С января 2000 года ставки акциза были подняты на 40%, и тогда еще Министерство экономического развития и торговли справедливо поставило вопрос о пересмотре контрольной минимальной стоимости водки. Как рассказал “МК” источник, близкий к той ситуации, МЭРТ даже выпустило т.н. циркулярное письмо для участников рынка, в котором сообщало, что “минималка” теперь 31 рубль, и намеревалось ежегодно поднимать планку. Но вот беда — эти действия совпали с предвыборной президентской кампанией Владимира Путина. Посчитав, что повышение цены на любимый напиток в этот момент антинародно, ее ежегодный пересмотр решили не проводить.
Таким образом, контрольная “минималка” продолжала действовать (и, по сути, действует до сих пор — ее никто не отменял) в размере 31 руб. А когда федеральным законом о госрегулировании алкогольного рынка были отменены карательные санкции, позволяющие отбирать лицензию у недобросовестных продавцов, этот вопрос магазины стали решать сами.
Как это ни парадоксально, но чем ниже цена на водку, тем больше прибыль торговой точки. Даже самые совестливые продавцы не очень-то боятся толкать паленый продукт. Как правило, на бутылке за полтинник будут даже все необходимые акцизные и прочие марки. Но налоги в федеральные и региональные бюджеты с нее явно не заплачены. Правда, эта “малость” не особо волнует продавца и покупателя. Не только потому, что им неведомо чувство патриотизма, а просто все прекрасно понимают, что никто народ уже специально не травит. Правительству удалось заставить работать механизм, благодаря которому водку из технического спирта делать стало невыгодно. И потому “по дешевке” больше торгуют неучтенкой, чем самопалом.
Большая часть участников рынка восприняла новость о “минималке”, зафиксированной Росалкогольрегулированием, на ура. “Если после долгих разговоров это наконец-то заработает, будет очень хорошо”, — говорит руководитель Центра разработки национальной политики Павел Шапкин. “Я вообще не понимаю, почему 89, а не 90 рублей. И почему с 1 января, а не прямо сейчас”. По мнению эксперта, мера эта простая и самая эффективная: результат будет заметен сразу.
Но, считает г-н Шапкин, необходимо провести колоссальную работу. В первую очередь с торговыми сетями: “Наши дискаунтеры — так называемые народные торговые сети — работают по принципу трамбовки своих поставщиков. Мол, полки не резиновые. Или везите товар дешевле, или премиум-класса, чтобы красиво было”. Пока штрафы для продавцов, торгующих по цене ниже чем 89 рублей (стоимость складывали из налогов и затрат на производство спирта, воды и минимальных торговых наценок), будут небольшими. Всего несколько тысяч рублей. И надо вносить изменение в законы, чтобы недобросовестных продавцов можно было лишать лицензии. Это сделать несложно.
“Даже если спирт замерзнет, все равно его не брошу, буду грызть его зубами, потому, что он хороший” — эту поговорку в нашей стране знает каждый. И она как нельзя лучше отображает наши взаимоотношения с алкоголем. Но дело даже не в этом, сети-то ведь не зря “народные”.
Как менялась средняя потребительская цена на водку (40%, 0,5 л):
2006 г. 83 руб.
2007 г. 87 руб.
2008 г. 100 руб.
2009 г. 106 руб.